Директорам госпредприятий обещают по $0,5 млн.

Увеличивая зарплату руководителям ГП, правительство не сочло нужным повысить их ответственность за состояние дел на предприятиях
Фото: deseretnews.com

Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус пообещал руководителям госпредприятий рыночные зарплаты — такие же, как в частном секторе экономики. Кабмин внес изменения в постановление №859, прописывающее систему оплаты труда топ-менеджеров ГП. Теперь их зарплату будет устанавливать профильное министерство. При этом оклад составит 25% от годового вознаграждения,  а премия — до 75%. Выплата последней будет зависеть от финансовых результатов предприятия. Такая система должна работать прежде всего для унитарных госпредприятий, но также станет ориентиром при определении вознаграждения для руководителей государственных акционерных компаний.

Существовавшую ранее систему надо было менять давно. До последнего времени максимально допустимый размер должностного оклада директора ГП не мог превышать четырех минимальных тарифных ставок, установленных в коллективном договоре (на предприятиях с количеством работников до 500) и 10 тарифных ставок — в компаниях, где свыше 40 тыс. сотрудников. При этом ограничивался размер премии — она не могла превышать должностной оклад руководителя. "Никто не хочет работать за такие деньги. Официальная зарплата $1,5 тыс. для директора крупной компании — это очень мало. В частном секторе руководитель крупной компании получает где-то полмиллиона долларов в год", — говорит советник министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса Адомас Аудицкас. Он считает, что топ-менеджеры госкомпаний должны стоить $45–50 тыс. в месяц.

Если топ-менеджеры будут получать по $50 тыс. в месяц, их заработок превысит доходы простого рабочего более чем в 200 раз. Это приведет к еще большему расслоению общества

"Честные и профессиональные руководители способны окупить свою рыночную зарплату, как мы это видим, например, в "Укргаздобыче", — заявил министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. После назначения в июле текущего года главой этой компании Олега Прохоренко (закончил Harvard University Kennedy School of Government, работал в ряде международных компаний, в частности, в McKinsey&Company), ситуация на предприятии резко поменялась. Например, стартовал проект по реформированию системы закупок с помощью техподдержки и финансирования Госдепартамента США и аудиторской компании Deloitte. Компания заявила о намерении закупить 20 новых буровых установок за кредитные средства, предоставленные Китайским банком.

Как профильные министерства будут рассчитывать эталон — заработную плату рыночного уровня, — пока непонятно. "Скорее всего, об этом будут судить по данным службы статистики. Но я бы не стал доверять этой информации. Во-первых, большая доля экономики находится в тени, и, как следствие, официальные доходы топ-менеджмента занижаются. Во-вторых, многое зависит от организации структуры бизнеса. Часто он состоит из связки нескольких компаний, иногда зарубежных и офшорных. Реальные доходы руководителя в этом случае отследить практически невозможно", — заявил "ДС" управляющий партнер адвокатского объединения "Чудовский и Партнеры" Игорь Чудовский.

Кроме того, в крупных частных компаниях, кроме основной зарплаты, предусмотрен целый ряд других выплат и бонусов: премии, надбавки, социальные пакеты (оплата съемного жилья, проезда, медицинского страхования, обучения детей и др.). Очень часто, особенно в украинских "дочках" иностранных компаний, зарплата топ-менеджеров привязана к курсу валюты, что нивелирует риски, связанные с курсовыми колебаниями и инфляционными процессами. "Очевидно, государство не может предложить аналогичный подход, и поэтому соревноваться с частным бизнесом ему трудно. Но с другой стороны - на предприятиях, которые официально всегда были убыточными, но по своей природе таковыми быть не могут, государство вправе предложить размер вознаграждения, превышающий средний размер на аналогичных должностях в частном бизнесе",  — говорит партнер юридической фирмы "Кушнир, Якимяк и Партнеры" Марьян Кушнир.

Но есть и вторая сторона медали —увеличивая зарплату руководителям ГП, правительство не сочло нужным повысить их ответственность за состояние дел на предприятиях. "Сейчас долги по зарплате на госпредприятиях составляют сотни миллионов гривень. Например, шахтерам ГП "Красноармейскуголь" на сегодняшний день должны более 90 млн грн., и за это никто, в том числе  и генеральный директор, ответственности не несет", — заявил "

председатель Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец.

Сейчас средняя зарплата в промышленности, по данным Госстата, всего 5 тыс. грн. — это в семь раз меньше, чем зарабатывают руководители. Если топ-менеджеры будут получать по $50 тыс. в месяц, их заработок превысит доходы простого рабочего более чем в 200 раз. Однако опрошенные "ДС" эксперты не считают это проблемой. "Госпредприятия, возглавляемые эффективными топ-менеджерами, станут приносить больше денег в бюджет, что, в свою очередь, будет способствовать повышению минимальных социальных стандартов в стране", — считает Марьян Кушнир. Но одновременно с повышением зарплат руководителям следует усовершенствовать систему контроля и оценки результатов их работы, обязательно предусматривать в контактах основания для прекращения трудовых отношений в связи с невыполнением планов. Кроме того, должна быть построена прозрачная система конкурсного отбора на такие высокооплачиваемые должности.

Сколько зарабатывают соседи

Согласно данным исследования Forbes самым высокооплачиваемым топ-менеджером в России в прошлом году стал председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер. По оценке Forbes, его вознаграждение в 2014 г. выросло с $25 млн до $27 млн. На втором месте — председатель правления ВТБ Андрей Костин с доходом в $21 млн в минувшем году. Годом ранее вознаграждение главы второго по величине банка в стране составило $37 млн. Третью строчку занимает глава "Роснефти" Игорь Сечин — его вознаграждение в 2014 г., по оценке Forbes, составило $17,5 млн.