Лакмусовый финплан "Нафтогаза". Благоволит ли Коломойский Коболеву?
Кадровый вопрос
2 декабря Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) поручил Кабинету Министров утвердить финансовый план национальной акционерной компании "Нафтогаз України" на 2019 г. и в месячный срок — финансовый план на 2020-й. Решение СНБО введено в силу указом президента №874, о чем сообщается на сайте Владимира Зеленского.
И вот тут начинается интрига. Еще летом глава "Нафтогаза" Андрей Коболев предложил: заложить в финплан НАК деньги для компенсации компании "Укрнафта". Если говорить более точно, в августе этого года НАК "Нафтогаз України" предложила учесть выплаты 17,3 млрд грн крупнейшей в Украине нефтедобывающей компании. Эти средства должны были стать компенсацией за спорные 2,062 млрд куб. м газа. По крайней мере, именно так сказано в пояснительной записке к финансовому плану "Нафтогаза" на 2019 г. Указанные объемы — это добытый еще в 2006 г. газ, который нацкомпания использовала для нужд населения, но так и не оплатила.
После предложения Коболева, естественно, распространились слухи, что глава правления НАК "Нафтогаз України" находится в фаворе у влиятельного бизнесмена Игоря Коломойского. Тем более что незадолго до этого последний заявил, что предложил бы назначить Коболева премьер-министром. То, что именно Игорь Валерьевич, скажем так, имеет очень большое влияние на "Укрнафту", ни для кого не секрет.
Впрочем, вопрос о том, насколько Коломойский определяет развитие карьеры Андрея Коболева (или, наоборот, не имеет к ней никакого отношения), с тех пор так и остался открытым. В некотором роде ответить на него как раз и мог бы финансовый план "Нафтогаза". (К сожалению, документ пока недоступен широкой публике.) Если окажется, что в финплане заложены 17 млрд для "Укрнафты", это будет означать, что Коломойский действительно заинтересован в продвижении Коболева или как минимум в его длительном нахождении на нынешнем посту.
Но вот если означенных 17 млрд грн в финплане нет, то, скорее всего, "особые отношения" между Коломойским и Коболевым — плод досужих домыслов. Иначе говоря, Коболев действует без прикрытия со стороны олигархов. А значит, информация о его скором увольнении в любой момент может оказаться правдой. Напомним, что министр энергетики и защиты окружающей среды Алексей Оржель 2 декабря заявил, что в правительстве планируют смену руководства во всех стратегических компаниях, в том числе "Нафтогазе". Тут следует пояснить: новую власть может раздражать, что Коболев, чужой человек, является центром принятия многих решений в нефтегазовой отрасли и политике. Правда, на следующий же день министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов опроверг это, а 4 декабря премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что Коболев останется на посту до окончания контракта с ним. Вот только этот срок истекает уже 23 марта 2020 г.
История конфликта
"Укрнафта" — крупнейшая нефте- и газодобывающая компания Украины, формально контролируется государством: НАК "Нафтогаз України" принадлежит 50% + 1 акция добытчика. Еще по 13,6% — компаниям Littop Enterprises Limited и Bridgemont Ventures Limited и 12,9% — Bordo Management Limited, которые СМИ связывают с Игорем Коломойским. При этом акционерное соглашение "Укрнафты", подписанное в 2010 г., было на руку последним. За "Нафтогазом" было шесть членов набсовета, за миноритарными акционерами — пять и право делегировать председателя правления "Укрнафты". При этом кворум набсовета — восемь человек. Так что без миноритариев принимать важные решения было невозможно.
В частности, "Укрнафта" отказалась выплачивать государству дивиденды за 2014 г. в размере 632 млн грн, заявив, что они пошли в счет задолженности "Нафтогаза", сформированной "вследствие противоправного завладения и распоряжения компанией природным газом ЧАО "Укрнафта" добычи января—февраля 2008 г.". Кроме того, "Укрнафта" перестала платить ряд налогов. По данным ГФС, на 31 декабря 2018 г. долг компании составлял 10,6 млрд грн.
В свою очередь, государство попыталось вернуть контроль над компанией. 13 января 2015 г. Верховная Рада приняла Закон Украини "Об акционерных обществах" (относительно выплат дивидендов акционерным обществом)", который возвращал государству контроль над одним из самых прибыльных нефтяных активов в стране — предприятием "Укрнафта". Документ снижал кворум, необходимый для проведения общего собрания акционерного общества. До этого государство не могло управлять предприятием, несмотря на то что оно владело в нем контрольным пакетом акций. Ведь для того, чтобы решить, например, вопрос о выплате дивидендов или смене менеджмента компании, необходимо было собрать владельцев не менее 60% акций. В случае "Укрнафты" группа "Приват", владеющая 42% акций, просто игнорировала эти собрания и блокировала таким образом распределение прибыли и решение вопроса о смене менеджмента.
После этого 22 июля 2015-го новым главой правления "Укрнафты" был избран британский бизнесмен Марк Роллинз. С этого момента госкомпания начала действовать в интересах государства, но из-за накопившихся за предыдущий период долгов не могла работать нормально. Так, в октябре того же года ГФС из-за налоговых долгов описала все имущество "Укрнафты" на сумму 9,3 млрд грн.
В конце марта нынешнего года акционеры ПАО "Укрнафта" проголосовали за досрочное прекращение с 30 апреля 2019 г. полномочий главы правления Марка Роллинза и за избрание временно исполняющим эти обязанности Олега Геза. Последний пришел в "Укрнафту" в 2016 г. и считается креатурой представлявшего группу "Приват" Феликса Лунева, курирующего коммерческий блок компании. Акционеры также обновили состав набсовета согласно ранее обнародованной повестке и дали согласие на покупку НАК "Нафтогаз України" 4 млрд куб. м газа добычи "Укрнафты". Из них 2 млрд кубометров газа планировалось купить в счет будущих поставок. Еще 2,06 млрд куб. м — это тот самый газ, добытый в 2006-м. Было решено, что его "Нафтогаз" купит уже по текущим расценкам, которые в разы выше, — $290–300 за тысячу кубов. Однако это не получилось: правительство Владимира Гройсмана в ответ обязало "Нафтогаз" согласовывать все крупные сделки в компаниях, акционером которых является НАК.
Напомним, что до 2010 г. "Нафтогаз" был обязан весь газ, который добывался "Укрнафтой", продавать населению по цене, регулируемой Национальной комиссией госрегулирования энергетики. Но компания попросту отказывалась документально оформлять продажу этого газа, мотивируя это тем, что цена была неоправданно низкой, не покрывающей (якобы) затраты на добычу. Отсюда и возник спор о поставках 2,06 млрд куб. м газа.
Руководство компании-добытчика подавало иски в суды, требуя вернуть газ, который по документам был передан материнской компании, но не продан. Тогда Андрей Коболев отвечал, что НАК не имеет возможности физически передать этот газ, поскольку он уже был потреблен населением. Но суды по искам "Укрнафты" обязали "Нафтогаз" вернуть этот ресурс. 2,062 млрд куб. м газа, о которых идет речь, были добыты еще в 2006 г. По ним имеется решение Государственной исполнительной службы о передаче газа "Укрнафте".
Однако с заменой Роллинза на Геза возникли закономерные опасения, что "Укрнафта", по сути, снова вошла в сферу влияния Коломойского. Совпадение или нет, но именно в этот период стало ясно, что Андрей Коболев остается главой правления "Нафтогаза". На него, как мы помним, провел очень сильную атаку глава Кабмина Владимир Гройсман — он не хотел продлевать контракт с Коболевым из-за высоких премий и невыполнения ряда обязательств.
Как мы не раз писали, у Коболева есть союзники, в числе которых была бывший посол США Мари Йованович, а также ряд политиков и других влиятельных в Украине людей. Но весной также сложилось впечатление, что на какое-то время союзником Коболева станет Игорь Коломойский. Это, кстати, произошло на фоне настоящей истерики в СМИ — повсюду продвигалась мысль, что отставка Коболева может разрушить все усилия Украины по борьбе с "Газпромом" в Стокгольме.
Понятно, что для отставки Коболева, о которой много говорили, но которой так и не дождались, нужна политическая воля. Хорошие отношения с Коломойским позволяют эту самую волю уменьшить практически до степени исчезновения.