Деньги МВФ не помогут. Почему Милованов опоздал со своей страшилкой
МВФ в этом году не перечислит Украине очередной транш. Между тем заболеваемость Covid-19 растет, избежать введения локдауна, скорее всего, не получится, – доходы бизнеса и людей опять упадут. Чем затыкать дыры в бюджете?
Громкое признание свеженазначенного советника
Бывший глава Минэкономики Тимофей Милованов, назначенный советником руководителя Офиса президента только 22 ноября, уже на следующий день отметился громким заявлением. В эфире передачи "Свобода слова" на ICTV он заявил, что до конца нынешнего года транш макрофинансовой помощи от Международного валютного фонда (МВФ) Украина не получит.
"Транша не будет. Это не реально. Те, кто понимает процесс как работает МВФ… Физически и календарно мы не успеваем. Транша в этом году не будет", – сказал он. По его мнению, пока максимально возможное – это приезд миссии МВФ и договоренности на рабочем уровне — "если очень хорошо поработать". "Почему это важно? Потому что такое достижение договоренностей дает позитивный сигнал финансовым рынкам, и позволяет Украине привлечь финансирование на тот период, пока будут продолжаться переговоры с МВФ на несколько месяцев по приемлемым процентам… Нужно поработать, а уже после этого, в следующем году получить транш, снизить проценты, по которым мы занимаем, и тогда перекредитоваться по более низким процентам", – объяснил Милованов.
По сути, экс-министр экономики начал новый этап своей карьеры с публичного озвучивания того, что другие представители власти боятся сказать вслух: новых траншей от МВФ пока не будет. Соответственно, не будет и другой финансовой помощи Украине – ведь большинство наших зарубежных финансовых партнеров следуют в русле решений Фонда.
Результатом наверняка станет кризис государственных финансов. Бюджет, и без того дефицитный, не выполняется уже сейчас, о чем публике рассказал экс-заместитель все того же Милованова Павел Кухта. Он, в частности, заявил, что сейчас управление государственными финансами ведется практически в ручном режиме, или в режиме картотеки: "до ночи сводят поступления, на утро формируют пул расходов, которые будут профинансированы, все остальное откладывают". По его же словам (со ссылкой на Казначейство), имеющиеся неоплаченные финансовые обязательства по состоянию на 23 ноября составляли 9,4 млрд грн, из них 3 млрд по защищенным расходам. Это максимум с начала года и плюс 2 млрд к показателям предыдущей недели.
Государственная казначейская служба подтвердила остановку финансирования всех незащищенных расходов – это означает, что государство отказывается от финансирования в первую очередь капитальных расходов (ремонт, реконструкция, строительство и другие).
При этом надвигающийся тотальный карантин еще больше сократит поступления в бюджет, и здесь уже без быстрого возобновления сотрудничества с МВФ и получения нового транша обойтись будет невозможно, уверен Павел Кухта. А для этого, по его словам, надо принять адекватный бюджет-2021, запустить судебную реформу и восстановить антикоррупционное законодательство.
Печальная (пред)история
Напомним, что Совет директоров МВФ еще в июне одобрил предоставление Украине $5 млрд сроком на 18 месяцев в рамках соглашения Stand-by. Первый транш по новой программе в размере $2,1 млрд Украина получила почти сразу – 12 июня. Для выделения очередного транша до конца года в Киев приедет миссия МВФ, которая оценит основания для этого.
Но тут отношения с западными партнерами (сразу со всеми) испортил скандал вокруг КСУ, который неожиданно принял решение об отмене наказания за ложь в декларациях, что повлияло на е-декларирование. Между тем в МВФ прямо заявляют, что продолжение программы финансовой поддержки Украины зависит, в частности, от независимости антикоррупционных органов.
19 ноября Владимир Зеленский встретился с послами стран G7 и заверил их, что вернуть наказание за ложь в декларациях планируется до конца года. Однако удалось ли этим успокоить "важных людей" – неизвестно. Скорее всего, в "Большой семерке" решили взять паузу и посмотреть, последуют ли за словами дела – и какие.
С бюджетом-2021 тоже проблемы. 16 ноября глава парламентского комитета по налогам и финансам Даниил Гетманцев сообщил, что Рада не успеет выполнить требования МВФ и принять бюджет в срок. По словам нардепа, парламент только в начале декабря получит от Кабмина проект на второе чтение – а принять его в целом нужно было до 1 декабря.
Однако уже через день, 18 ноября, президент сказал главе МВФ, что Украина "выполнила все структурные маяки". Впрочем, в ответ он услышал только "настоятельные рекомендации" не покладая рук бороться с коррупцией. Дошло до того, что 20 ноября глава МИД предложил назначить новым послом Украины в США экс-главу Минфина Оксану Маркарову. Дескать, потому что надо интенсифицировать переговоры с МВФ.
Но пока оперативно договориться с МВФ не получается, а дыры в бюджете надо затыкать прямо сейчас. Значит, нужно смотреть на другие источники.
Помощь извне не придет
Получить деньги от Китая сейчас будет сложно. В Пекине откровенно недовольны тем, что Украина раз за разом отказывается продать китайским компаниям контрольный пакет акций предприятия "Мотор Сич". Понятно, что если эмиссары с Банковой обратятся к китайскому руководству с просьбой о кредите, то им там сразу объяснят, что именно надо сделать, чтобы такой кредит получить быстро и под низкий процент.
Нет, не прочитать стишок, стоя на табуреточке, а надавить на СБУ и АМКУ, чтобы они не препятствовали китайцам в их стараниях заполучить ключевые предприятия украинского авиапрома. Но тут категорически против выступают уже американские друзья Украины. Так, может, с деньгами в трудный момент помогут США?
Здесь тоже все непросто. Дональд Трамп сдался и запустил формальную процедуру передачи власти, а Джо Байден анонсировал назначения в будущей администрации. Это означает длительный переходный период, а пока одна администрация в Белом доме сменяет другую, никто серьезных решений по Украине принимать не будет.
Более того, на пост министра финансов США Байден двигает Джанет Йеллен, которая возглавляла ФРС при Бараке Обаме. Ее называют "бюджетным ястребом" – она сторонница сокращения госрасходов с одновременным увеличением поддержки американских финансовых рынков. Для корпораций в США это хорошо, для иностранных получателей американской помощи – плохо.
Есть, конечно, для Украины теоретическая возможность сыграть на противоречиях Вашингтона и Пекина – от конкретного вопроса собственности "Мотор Сич" и до более абстрактного геополитического влияния в регионе юга Восточной Европы. Но для таких игр надо иметь квалификацию много выше, чем та, которая есть у "Слуг народа".
Еще поддержать сейчас Украину финансово могли бы, скажем, представители Саудовской Аравии, ОАЭ или другие богатые представители арабского мира. Тем более что определенный интерес к Украине у них есть давно.
Однако интерес есть, а реальных шагов навстречу со стороны нашей страны – не видно. Между тем и инвестиционные проекты, и кредитные, – готовятся достаточно долго, по 7-12 месяцев. То есть за оставшееся до Нового года время сделать это просто нереально.
Можно, конечно, попробовать быстро выпустить еврооблигации. Однако при том бюджетно-финансовом бэкграунде, какой сейчас есть у Украины, привлеченные таким образом деньги обойдутся нам слишком дорого.
Перераспределить финансовые потоки
Еще раньше, 9 ноября, Тимофей Милованов в эфире все той же "Свободы слова" заявил о необходимости эмиссии средств для предоставления финансирования предприятиям на время пандемии.
"Я сейчас скажу то, что большинство экономистов, которые меня знают, будут считать неправильным и непопулярным… Я считаю, что… нужно закрывать бизнес и предоставлять им финансирование. Финансирования у нас не хватает сейчас. По сути, это печать денег", – сказал он. Хотя ранее придерживался ровно противоположной точки зрения.
Однако НБУ выступает категорически против включения "печатного станка", причем в этом вопросе он напрямую апеллирует к позиции МВФ. Получается, власти надо или продолжать разговаривать с Фондом, или печатать деньги – но тогда забыть про транш от МВФ.
Особое мнение по этому вопросу высказал в комментарии для "ДС" финансовый аналитик Алексей Кущ: "Печатание денег и так происходит каждый день. Экономика растет в номинальном измерении, и она за то, чтобы монетизация не падала, и что деньги нужно печатать, – и они печатаются. Вопрос в том, куда, по каким каналам эта эмиссия уходит. Сейчас она уходит через механизмы финансирования коммерческих банков, она уходит через механизмы выкупа валюты на межбанке, она уходит различным выгодополучателям. Она если и идет в бюджет, то частично".
По мнению эксперта, в программе сотрудничества с МВФ все равно нет таких денег, которые могли бы спасти бюджет — около 100 млрд грн, или $4 млрд. Потому что программа разрабатывалась при совершенно иных параметрах. В основном, это была подпитка на выплату внешних долгов — явно не та критически необходимая сумма, которая может выровнять сам дефицит или компенсировать его.