Литий заждался. Привлекут ли австралийцев к разработке украинских недр

Австралийская компания может начать разработку месторождений лития в Украине. Но сначала должны закончиться судебные тяжбы вокруг этих активов

Depositphotos

Инвестиции в популярные проекты

Международная инвестиционная компания Millstone&Co, мажоритарным акционером и управляющим партнером которой является выходец из Донецка Михаил Жернов, стала акционером австралийской компании European Lithium, разрабатывающей проект по добыче лития в Австрии (Жернов войдет в состав совета директоров European Lithium).

Как сообщил "ДС" сам Михаил Жернов, стороны заключили соглашение на пять лет, в соответствии с которым Millstone&Co инвестирует в австралийскую компанию около 90 млн австралийских долларов (около $66,6 млн). Часть этой суммы пойдет на разработку месторождения European Lithium в Австрии. Вторая часть средств будет направлена на разработку в Украине Шевченковского месторождения и участка "Добрый", которыми располагает Millstone&Co. Однако эта разработка начнется после того, как закончатся судебные тяжбы вокруг украинских месторождений.

Таким образом, австралийская компания может в будущем начать добывать в Украине литий, которому предрекают бум роста спроса в связи с развитием индустрии аккумуляторов, вытесняющих двигатели внутреннего сгорания.

По словам Михаила Жернова, основной актив European Lithium — месторождение лития Wolfsberg в Австрии, добычу на котором планируется начать в 2024 г. Основные акционеры этой компании — представители Австралии.

Присоединение украинских месторождений к существующему у австралийской компании месторождению Wolfsberg в Каринтии (Австрия) может сделать European Lithium одним из главных добытчиков этого минерала в Европе, а синергия опыта European Lithium и Millstone&Co позволит увеличить эффективность производства лития на материке, сообщила инвестиционная компания в своем пресс-релизе.      

"Это слияние, в котором есть два партнера: у них есть австрийское месторождение, у нас — украинские. Мы вкладываем деньги и получаем синергию", — уточнил Жернов, добавив, что после обнародования сделки капитализация European Lithium выросла на 40%.

Пока суд да дело

В Украине есть три литиевых месторождения. Спецразрешение на разработку Полоховского месторождения в 2017 г. получила компания "Укрлитийдобыча", которой пришлось сначала отстаивать это право в судах и только потом — начать там разведку.

За остальные два месторождения — Шевченковское и участок "Добрый" — компания "Петро-Консалтинг", собственником которой является Жернов, ведет судебные тяжбы сейчас, и только после их успешного окончания может быть начата их разведка.

Разведка месторождений может занять лет пять, из которых два-три года — непосредственно сама разведка, и еще два — изыскания, которые позволят оценить экономическую эффективность каждого месторождения. Ведь все данные о залежах лития базируются на изысканиях, которые проводились еще при Советском Союзе. Поэтому эти лицензии — это своеобразный индикатив, что там что-то есть, но целесообразность добычи еще предстоит оценить.

"Там может быть руда, и хорошая, но сам проект может быть экономически не выгодным, потому что для добычи лития нужно строить шахты, а это дорого. И экономическая целесообразность зависит от того, какая будет цена лития", — сказал он.

Успеть на поезд

По данным Геологической службы США, в ходе продолжающихся геологоразведочных работ ресурсы лития значительно увеличились и составляют около 86 млн т во всем мире. При этом крупнейшие из них сосредоточены в Боливии — 21 млн т (24,4%), Аргентине — 19,3 млн т (22,4%), Чили — 9,6 млн т (11,2%), США — 7,9 млн т, (9,2%) Австралии — 6,4 млн т (7,4%) и Китае — 5,1 млн т (5,9%). Среди европейских стран наибольше ресурсы у Германии — 2,7 млн т (3%), Чехии — 1,3 млн т (1,5%), Сербии — 1,2 млн т (1,4%), Испании — 0,3 млн т (0,35%), Португалии — 0,27 млн т. (0,31%).

О перспективах добычи лития говорили и украинские эксперты — компания "Укрлитийдобыча" в 2018 г. сообщала о запасах Полоховского месторождения на уровне около 27 млн т литиевой руды с содержанием лития более 1%, Государственная служба геологии и недр заявляла о 13,8 млн т литиевой руды разных категорий с содержанием лития 1,5% на Шевченковском месторождении, а ученые заявляли о сотнях тысяч тонн оксида лития, скрытых в украинских недрах

О перспективности добычи лития в Украине заговорили даже в Офисе президента, надеясь приманить в Украину на реализацию таких проектов основателя Tesla Илона Маска.

Однако наша страна может и не успеть извлечь максимум пользы из своих месторождений лития. Ведь его в мире достаточно много, в том числе, в перечисленных выше странах Европы. На Украину же приходится менее 0,5% мировых запасов лития.

И ажиотаж с литием не будет очень долгосрочным. Хотя в связи с бумом электромобилей все литиевые месторождения пытаются развивать, но все производители батарей говорят о том, что в будущем литий для производства батарей уже может и не использоваться. Производители аккумуляторов могут отказаться от массового использования лития в течение 20 лет, взяв на вооружение другие компоненты, которые позволяют выпускать одновременно компактные, легкие и в то же время емкие аккумуляторы.

"Литий — это свежая и будоражащая умы тема, но если глубоко разобраться, то я отвожу активной добыче и переработке литийсодержащей руды 10—20 лет. Есть вероятность, что потом будут новые аккумуляторы, и потребность в литии будет падать. И, возможно, проекты, которые не успеют выйти к этому времени, могут быть просто нерентабельными", — сказал Жернов.

Однако литий с высокой долей вероятности все же будет и далее использоваться в производстве аккумуляторов, потому что его месторождения разбросаны по всему миру и его удобно использовать.

Впрочем, пока что добыча лития выгодна, даже если вести ее шахтным способом, что значительно дороже, чем, например, в Южной Америке, где он добывается открытым способом из соляных озер. Украинскому литию не нужно конкурировать с южноамериканским, который идет на рынки Северной и Южной Америки, и прежде всего — Китая. Добытый в Украине литий пойдет на обеспечение потребностей Европы.