"Мы хотим работать!". Какие запреты бизнес требует отменить у Шмыгаля
Бизнес организованно подсчитал убытки от локдаунов и хочет обсудить с правительством возможность послабления карантинных ограничений
Организованный выход
Предпринимали начали акцию "Мы хотим работать!" и в письме призывают Кабинет Министров начать диалог по поводу карантинных ограничений, которые вводятся в период ухудшения эпидемиологической обстановки в стране. Его инициаторами выступили Федерация работодателей Украины, Союз украинских предпринимателей, Ассоциация "Укрлегпром", Украинская ассоциация керамики, Ассоциация ритейлеров Украины, Украинский совет торговых центров, Украинская ресторанная ассоциация, Ассоциация мебельщиков Украины, Национальная ресторанная ассоциация Украины, Ассоциация производителей электротехники, Ассоциация "Парфюмерия и косметика Украины".
Подчеркивается, что цель акции — дать возможность при локдауне на равных условиях работать всем предпринимателям независимо от вида деятельности, если они будут должным образом соблюдать действующие санитарные и эпидемических нормы.
Локдауны и карантин: кто и сколько потерял
Инициаторы акции отмечают, что из-за долговременных запретов на работу во время локдауна и при отсутствии равноценной финансовой помощи бизнес уже понес существенные потери. В частности, в сфере ресторанного бизнеса в прошлом году выручка упала на 50%, около 30% заведений закрылось, а в тех, которые остались на плаву, сокращена треть персонала.
В непродовольственной рознице, работа которой была запрещена в период жесткого карантина, продажи в прошлом году снизились на 30-40%. В сфере торговой недвижимости суммарные потери оборота арендаторов ТЦ в период локдауна и карантина выходного дня за прошлый год превысили 62 млрд грн, а сами ТЦ за этот период потеряли около 8 млрд грн.
Сильно пострадала и легкая промышленность — объемы производства за прошлый год сократились на 6,1%, а по оценке Ассоциации "Укрлегпром", работу потеряли около 20 тыс. человек.
Значительные убытки получила туристическая отрасль. Госагентство развития туризма Украины оценило потери отрасли из-за карантинных ограничений в 60 млрд грн за 2020 г. В этой сфере работают более 250 тыс. человек, и во время карантина тысячи уже остались без работы.
Провал по доходам произошел и в культурно-развлекательной сфере — посещаемость и доходы сетей кинопроката сократились примерно на 60%, и компании были вынуждены сократить штат минимум на 30%.
Также большие проблемы у спортклубов: более 20% из них, или около 350 заведений, закрылись навсегда, а в каждом из них работу потеряли в среднем от 6 до 10 сотрудников.
Нормативы, а не вид деятельности: что придумал бизнес
Итак, инициаторы акции "Мы хотим работать!" добиваются диалога с правительством, по результатам которого можно было бы внести изменение в постановление Кабинета Министров №1236 от 9 декабря 2020 г. "Об установлении карантина и введения ограничительных противоэпидемических мероприятий с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавируса SARS-CoV-2".
Гендиректор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев пояснил "ДС", что предприниматели хотят добиться не смягчения санитарных норм и требований, заложенных в постановлении Кабмина, а чтобы смог работать тот бизнес, который может полностью соблюдать эти нормы и гарантировать безопасность своих клиентов, независимо от вида деятельности.
"Ведь мы видели, что часть бизнеса, который попал под закрытие, смогла бы работать с соблюдением соответствующих норм. Например, численность потока покупателей, который проходит через продовольственный ритейл, в сотню или тысячу больше, чем, например, через кинотеатр. Мебельный салон также может обеспечить выполнение нормативов по количеству покупателей на квадратный метр", — сказал Руслан Ильичев.
В свою очередь Святослав Амелин, владелец мебельной компании, отметил, что мебельный ритейл намного безопаснее продовольственного. По его словам, посещаемость мебельных салонов гораздо ниже, чем у продовольственных магазинов, у салонов — широкие площади и из-за этого — большая дистанция между людьми. "Во многих странах мира мебельные магазины не закрывают на локдаун именно из-за низкой угрозы распространения коронавируса", — сказал он.
По словам руководителя Национальной ресторанной ассоциации Украины Сергея Гусовского, координация между правительством и предпринимателями нужна и для того, чтобы предотвратить принятие таких нелогичных решений, как, например, карантин выходного дня, который больно ударил по бизнесу, но имел мало смысла. "Ведь вирус не действует по принципу: в выходные я работаю, а в будни — нет. Данное движение в определенной мере вызвано желанием вести цивилизованный диалог, ведь многие бизнесмены на грани отчаяния: когда происходит раскоординация и на головы предпринимателей сыплются некачественные решения, то это уже толкает их на неуважение к органам регулирования", — сказал он.
При этом от локдауна страдает не только ритейл, но и его контрагенты — промышленность, которая лишилась сбыта, а после этого — поставщики сырья и комплектующих. "Если кто-то производит плитку или сантехнику, то он не может ее продать, потому что салоны закрыты. А онлайн-торговля, к сожалению, не компенсировала закрытие розницы. Поэтому если закрыты рестораны, сфера развлечений и ритейл, то потери не только у них, они значительно больше по всей цепочке", — сказал Руслан Ильичев.
Кстати, предприниматели, если верить их заявлениям, готовы за собственные средства обеспечить вакцинацию своих сотрудников, но им для этого нужна помощь правительства, поскольку купить вакцины в частном порядке нельзя.
Сейчас инициаторы акции ждут ответа от премьер-министра Дениса Шмыгаля на соответствующее письмо. В свою очередь мы можем предположить, что быстро решение не найдется. Ведь бизнес — все-таки заинтересованная сторона. А для того чтобы делать реальные выводы, нужно подробнее рассматривать каждое предложение и консультироваться с вирусологами.