Отставка Билоуса. Как новому главе ФГИ сдвинуть приватизацию с мертвой точки

За 2016 г. поступления от продажи государственного имущества составили 189 млн грн при плане более 17 млрд грн
Фото: УНИАН

Глава Фонда госимущества Игорь Билоус подал в отставку после двух лет безуспешных попыток раскрутить маховик приватизации. Не далее как в конце декабря прошлого года премьер Владимир Гройсман критиковал Фонд госимущества за провал повторной попытки приватизировать Одесский припортовый завод, а в начале марта премьер предложил всему руководству ФГИ уйти в отставку из-за неэффективного управления государственным имуществом.

Результаты работы Игоря Билоуса действительно не блестящие. За два года под его руководством ФГИ не продал ни одного крупного объекта — две попытки приватизации ОПЗ провалились, а к продаже акций облэнерго Фонд даже не приступал. В 2016 г. продажа государственного имущества принесла бюджету менее 189 млн грн при планах в 17 млрд грн.

"ДС" опросила экспертов, много ли вины самого Игоря Билоуса в провале приватизационного процесса и что должен сделать его преемник, чтобы запустить большую распродажу.

Алексей Кущ, финансовый эксперт

Одним из "маяков", которые не были выполнены Украиной согласно меморандуму с МВФ, было требование разместить на сайте Кабинета Министров классификацию государственных предприятий... Такие проколы на ровном месте явно не добавляют привлекательности Украине для инвесторов... Что касается новых требований МВФ, то одним из наиболее важных является "маяк" по продаже крупных объектов государственной собственности. Таким образом, перед новым главой ФГИ будет стоять целый комплекс задач. В первую очередь большая приватизация (Одесский припортовый завод и т. д.), без которой дальнейшее сотрудничество Украины и МВФ окажется под угрозой срыва.

Кроме того, приватизационные поступления будут тем рычагом, который позволит правительству вытянуть себя за волосы из болота девальвации и дефицита финансов осенью 2017 г., поэтому просчетов тут быть не должно.

Кроме того, ФГИ совместно с Минфином и НБУ следовало бы приступить к разработке стратегии частичной приватизации государственных банков, что также присутствует в "меню" МВФ.

Также необходимо наконец упорядочить методологию учета и управления сотнями госпредприятий, начиная с прозрачности их финансовых потоков и заканчивая повышением поступлений в бюджет (арендные платежи, отчисления с прибыли).

Дмитрий Яблонский, старший экономист Центра экономических стратегий

Запуск процесса приватизации зависит не только от главы Фонда госимущества. В Украине около 3 500 госпредприятий, тогда как в плане приватизации (постановление Кабмина №271) содержится только 396. Стратегическими, то есть не подлежащими приватизации, являются около 50 предприятий. Поэтому первый шаг — отправить на приватизацию все предприятия, которые не являются стратегическими. Частично это работа для Кабмина, а частично и для Верховной Рады, которая должна вывести из-под запрета на продажу часть активов.

Второй шаг — передача этих компаний от министерств в Фонд госимущества. На этом этапе возможен саботаж. Так, например, в 2016 г. министерства передали Фонду всего 16 компаний вместо запланированных 155.

Третий шаг — продажа, которая уже непосредственно зависит от Фонда госимущества. Часть предприятий должны быть проданы при участии советника, а часть без дальнейших бюрократических проволочек через систему электронных аукционов по типу Prozorro.

Для ускорения процесса необходимо принять новый закон о приватизации. Ранее представленный ФГИУ проект предполагает, например, уменьшение сроков подготовки предприятий для продажи, а также ответственность за затягивание приватизации.

Александр Крамаренко, главный редактор журнала "Деньги"

Что касается претензий к ФГИ по поводу неэффективного управлениями государственными предприятиями, то это скорее парафия профильных министерств, а не Фонда госимущества. ФГИ — это прежде всего приватизация, а не оперативное управление госактивами. Чтобы Фонд мог эффективно заниматься приватизацией, нужно чтобы предприятия были ему переданы, ведь были колоссальные задержки по передаче предприятий от министерств Фонду. ФГИ — это техническая контора, она упаковывает и проводит продажу, и для предпродажной подготовки одного Фонда и его главы мало.