Чьим сырьевым придатком станет Украина

Потратиться на оросительные системы в Украине готовы Саудовская Аравия и Китай. Взамен они рассчитывают получить сотни тысяч гектаров пахотных земель
Фото: topwar.ru

Скандал с "освоением" нашими чиновниками львиной части китайского зернового кредита не отбил желания у иностранцев вкладывать деньги в украинское сельское хозяйство. Похоже, новое руководство МинАПК решило реанимировать "оросительные" схемы, которые несколько лет назад активно продвигал, будучи главой сельскохозяйственного ведомства, близкий друг Виктора Януковича Николай Присяжнюк (сейчас оба они скрываются в РФ). На днях министр аграрной политики Алексей Павленко заявил, что Саудовская Аравия, якобы, готова инвестировать в модернизацию украинских ирригационных систем порядка $1 млрд. Подробности этого проекта пока не раскрываются. Павленко рассказал, что проведены лишь предварительные переговоры с несколькими арабскими компаниями. Он также добавил, что министерство в столь денежном предложении явно заинтересовано, и готово идти инвесторам на уступки. В частности, уже сейчас обсуждается возможность законодательного урегулирования вопроса собственности оросительных систем, большая часть которых находится в государственной собственности.

Аграрное ведомство планирует разработать законопроект, который позволил бы оперативно менять форму собственности как самого ирригационного оборудования, так и земли, на которой оно установлено. Если это удастся сделать, может быть изменена форма собственности до 2,5 млн га угодий, которые в Украине имеют статус орошаемых земель (в основном, в южных областях страны - Херсонской, Николаевской, Одесской). По мнению главы аналитического департамента консалтинговой компании ААА Марии Колесник, их смогут или передать в долгосрочную аренду иностранным инвесторам, либо же отдавать им полученный урожай. Что, к примеру, для той же Саудовской Аравии было бы гораздо предпочтительнее.

Готовность этих инвесторов закрыть глаза на коррупционные схемы украинских чиновников чревата более жесткими и невыгодными для страны условиями сотрудничества, начиная от допуска на нашу территорию иностранных рабочих и заканчивая продажей урожая по явно заниженным ценам

Кроме арабов, о своем желании поучаствовать в модернизации украинской оросительной системы в очередной раз заявили и китайцы. Павленко сообщил, что КНР хочет вложить в этот проект оставшиеся $1,5 млрд от $3 млрд зернового кредита, выделенного Экспортно-импортным банком Китая Украине в 2012 году. Еще в 2013-м, освоив первый китайский транш, Присяжнюк начал с представителями Поднебесной соответствующие переговоры. И, как отчитался он в конце 2013 года, тогда они "вышли на финальную стадию". Китайских денег должно было хватить на модернизацию оросительных систем на 1,2-1,4 млн га земель, преимущественно в Крыму. Как и в случае с зерновым кредитом, проекта договора с китайцами никто не видел. Но, по информации источников "ДС", в нем планировалось прописать, что Украина должна будет гарантировать Китаю продажу урожая по "договорной" цене. А также допустить к обработке орошаемых угодий китайскую рабочую силу, закупать исключительно китайскую технику, удобрения и средства защиты растений.

По аналогии с Государственной продовольственно-зерновой корпорацией, которая создавалась специально под освоение китайских денег (она продавала урожай дешевле себестоимости, что позволяло китайцам выгодно торговать нашим зерном на мировом рынке и делиться прибылью с украинскими чиновниками, в то время как ГПЗКУ накапливала убытки), Присяжнюк мечтал создать и государственную оросительную корпорацию. Но из-за обострения политической ситуации в Украине в начале прошлого года китайцы временно заморозили проект, а после аннексии Россией Крыма договоренности автоматически утратили актуальность. Хотя пилотные оросительные проекты с частными компаниями китайцы все же начали реализовывать. В частности, на 3 тыс. га пахотных земель компании KGS Argo в Днепропетровской области.

Интерес к украинским черноземам у китайцев сохранился и сейчас. КНР, несмотря на то, что за последние годы тамошние аграрии смогли резко нарастить производство сельхозпродукции, по-прежнему является лидером по импорту продуктов питания. На его долю приходится около 6,5% всего мирового продовольственного импорта, на что страна ежегодно тратит порядка $100 млрд. Гарантированные поставки хотя бы части этого объема по фиксированным ценам позволили бы Китаю решить проблему собственной продуктовой безопасности. Эта же причина заставляет присматриваться к украинским аграрным проектам и Саудовскую Аравию. За последние десять лет она увеличила расходы на импорт продовольствия вдвое - до $20 млрд. А так как климатические условия в стране постоянно ухудшаются, местные эксперты подсчитали, что уже к 2016 году Саудовская Аравия будет вынуждена полностью отказаться от выращивания некоторых культур, в частности, пшеницы, и перейти на их 100%-й импорт (потребности составляют 2,5 млн т зерна в год).

В расширении земельных банков нуждаются и другие страны, в том числе, ЕС и США. Но тамошним инвесторам нужны прозрачные правила ведения бизнеса и понятное законодательство - лишь на таких условиях они готовы инвестировать в украинское сельское хозяйство. Арабы и китайцы в этих вопросах менее щепетильны. "Они знают о размахе коррупции в Украине и готовы с ней мириться (к примеру, по оценочным данным, из зернового китайского кредита в $1,5 млрд "на сторону" ушло не менее $1 млрд - "ДС). По сути, им все равно, куда пойдут выделенные кредиты, и какую их часть разворуют наши чиновники. Главное, чтобы взамен они гарантированно получили украинский урожай", - отмечает Мария Колесник. Она прогнозирует, что список таких претендентов на отечественные угодья будет только расти. Потенциально в него могут войти Катар, Иордания и Объединенные Арабские Эмираты.

Но готовность этих инвесторов закрыть глаза на коррупционные схемы украинских чиновников чревата более жесткими и невыгодными для страны условиями сотрудничества, начиная от допуска на нашу территорию иностранных рабочих и заканчивая продажей урожая по явно заниженным ценам. Так что Украина рискует попросту потерять часть земель и соответственно валютной выручки, которую можно было бы получить на экспорте урожая с этих угодий.