Украине придется покупать уголь у террористов?
Контракт на закупку одного миллиона тонн южноафриканского угля был заключен 19 августа между государственной Укринтерэнерго и британской Steel Mont Trading Ltd - трейдером с главным офисом Лондоне, работающем на рынке, согласно официальной информации на сайте компании, с 1993 года. Первым сухогруз TX Scotian Express, а затем еще два, в октябре-ноябре поставили в Украину около 250 тыс. тонн угля, еще три находятся в пути.
Однако 4 ноября на закрытом заседании Совета национальной безопасности и обороны президент Петр Порошенко поручил Генпрокуратуре и СБУ проверить на предмет коррупции операции по закупке угля из ЮАР. 7 ноября были допрошены руководители государственных компаний "Укринтерэнерго" (покупатель) и "Центрэнерго" (потребитель - генерирующая компания). Вчера на допрос в ГПУ также сходил министр Юрий Продан.
Что не понравилось Петру Порошенко? В ГПУ подозревают министерство в коррупции, в частности, что цена была завышена. Партнер министерства - английская компания Steel Mont Trading, - отреагировала почти молниеносно. С ее согласия, вчера подчиненные Продана опубликовали копию контракта на сайте "Украинской правды". Договор состоит из двух спецификаций. Первое датированное 19 августа, вторая - 24 сентября.
Оба документа определяют цену одной тонны угля в $ 86 за тонну при базовом показателе калорийности 5500 ккал/кг. По такой цене государственная компания договорилась закупить 250 тыс. тонн угля. Общая сумма контракта составила $ 21 млн 500 тыс. А цена южноафриканского угля с учетом затрат на разгрузки судна, транспортные расходы, хранением составляет $110 -112. Такие закупки необходимы Украине сегодня, в условиях дефицита угля и рисков приобретения его в России. Примечательно, но по словам Продана, подобные закупки также осуществляют частные владельцы энергогенерирующих компаний - ДТЭК и ООО "Технова" (владеет Дарницкой ТЭЦ в Киеве - ред.) - в ЮАР и Австралии. По информации "ДС", они пока лишь ведут переговоры.
У ГПУ вряд ли могут возникнуть вопросы по поводу цены тонны угля, которая находится в пределах рыночных цен. Разве что к его качеству. Например, характеристики южноафриканского угля, прописанные в контракте - зольностью 26% и серой 1,5% - далеки от идеала. Тогда как стандартная спецификация африканского угля, по данным аналитика Центра CASE-Украина Евгения Дубогрыза, предполагает 20% зольность. То есть закупленный в ЮАР уголь хоть по ценам и соответствует рыночным, но не самого лучшего качества. Так что предензиции предъявить есть к чему.
С другой стороны, средняя зольность украинского угля за первые 7 месяцев - все те же 26% (то есть в любом случае не хуже "юаровского"), а теплота сгорания - 5000-6000 ккал/кг. При этом тонна угля, добытого шахтами на Донбассе за этот же период, в среднем обходилась в бюджету в 115 долларов за тонну (данные до осени). То есть даже немного дешевле, чем доставка из ЮАР.
Так что получается, что в любом случае (даже если ГПУ найдет и другие нарушения) импортный уголь выгоднее для Украины, чем собственный с Донбасса. Другое дело, что если "африканское окно" в результате скандала закроется, то иного варианта, кроме как покупать уголь у сепаративстов или в России, у Украины не будет. Что дает повод предположить, что все происходящее больше относиться к сфере политики, а не экономики.
Можно предположить, что как минимум срыв поставок из ЮАР выгоден украинским угледобытчикам, в частности структурам Рината Ахметова. Они могут быть обеспокоены тем, что Украина найдет альтернативный источник угля и не будет заинтересована в восстановлении, скажем, железнодорожной инфраструктуры Донбасса за счет бюджета. Кстати, эти же компании числятся основными потребителями угля и как выше говорилось, сейчас ищут дополнительные объемы за рубежом. Но, еще пару месяцев назад в ДТЭК говорили, что большая часть угля на мировом рынке уже законтрактована другими покупателями. И отказ Украины от африканского угля высвободит его для частных компаний (тем более, что уголь уже в пути).
Происходящему может быть и другое объяснение. Как уже писала "ДС", в разгар коалициады ГПУ рьяно взялась за выявление фактов коррупции в органах власти, которые относятся к сфере влияния другого лагеря будущей коалиции. Но тогда речь шла о коалиции между двумя силами, соответственно вопросы были к "Укрзализнице" и Госфининспекции. Теперь же переговоры по коалиции идут между пятью фракциями, а министра Продана принято считать соратником Юлии Тимошенко. А, как показывает украинская практика, статус "свидетеля в уголовном деле" делает политиков более сговорчивыми.