Пять поводов похвастаться Минфину и Нацбанку
Реструктуризация госдолга
Одной из главных побед правительства в нынешнем году стала реструктуризация госдолга на сумму $15 млрд. (участие в долговой операции не принимала только Москва, которой правительство осталось должно $3 млрд. по "еврооблигациям Януковича"). Таким образом Украина благополучно избежала суверенного дефолта.
По информации Минфина, частные кредиторы согласились списать правительству 20% долга (около $3 млрд.) и отсрочить платежи на $8,5 млрд., которые страна должна была выплатить до конца 2018 года. Держатели наших евробондов получили от Минфина новые бумаги со сроком погашения с 2019 по 2027 годы, а также государственные деривативы, доходность которых будет зависеть от успешности развития экономики Украины.
Даже дефолт по "российским" еврооблигациям не имел каких-либо серьезных последствий для Украины. 8 декабря МВФ внес изменения в свою политику кредитования. Теперь Фонд сможет финансировать нашу страну даже в том случае, если она допустит суверенный дефолт и не расплатится по долгу Януковича (эти еврооблигации были признаны кредитором официальным долгом). И хотя Москва обещает взыскать задолженность через суд, шансов выиграть спор у нее не так много. "Судебные разбирательства продлятся достаточно долго. Скорее всего, Россия будет вынуждена в итоге согласиться на реструктуризацию украинской задолженности", - прогнозирует директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев.
Кредиторы не разочаровались в Украине
В нынешнем году правительство, хотя и со скрипом, сумело угодить международным кредиторам. Верховная Рада проголосовала за антикоррупционные законы, и за считанные дни до нового года все-таки утвердила госбюджет-2016 с дефицитом 3,7%, как и требовал МВФ. Теперь и в Минфине, и в НБУ ожидают, что в страну снова хлынут деньги. Объем внешнего финансирования, которое может получить Украина от международных финансовых организаций и доноров в 2016 году, оценивается в $8,87 млрд. Кредит от МВФ должен составить $4,58 млрд., Всемирного банка - $0,21 млрд., Евросоюза - $1,55 млрд., еврооблигации под гарантии США - $1 млрд.
Конечно, есть и обратная сторона медали. Займы от официальных кредиторов будут способствовать росту госдолга. "Но при относительно стабильном валютном курсе и ожидаемом восстановлении экономики (на +1% год к году), мы прогнозируем сокращение отношения госдолга к ВВП к концу 2016 г. до 82%", - прогнозирует главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
Экономика прошла дно
Худшие времена для украинской экономики уже позади - в следующем году ВВП должен показать умеренный рост. И МВФ, и международное рейтинговое агентство S&P, и Всемирный банк прогнозируют по итогам 2016 г прирост ВВП на уровне 2% (для сравнения: в нынешнем году фонд ожидает падения на 9%, а S&P - на 15%). Официальная статистика дает формальные основания для оптимизма. По данным Госстата, в третьем квартале падение ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года замедлилось с 14,6% до 7,2%. А по сравнению со вторым кварталом нынешнего года валовый продукт даже вырос на 0,5%.
Хотя в ближайшей перспективе остается немало рисков. "После двух лет экономического спада мы не ожидаем быстрого восстановления экономики. Неблагоприятная глобальная макроэкономическая среда, нисходящий тренд мировых цен на сырьевые товары, закрытый доступ к глобальным рынкам капитала, далеко не идеальный бизнес-климат и слабая покупательная способность будут давить на восстановление экономики Украины в следующем году", - допускают аналитики UniCredit Bank. Чтобы ВВП показал хотя бы символический рост, властям придется предпринять радикальные и быстрые шаги для восстановления инвестиций. В противном случае, экономика снова сползет в рецессию.
Очищение и консолидация банковской системы
Национальный банк Украины наконец-то подошел к финальному этапу чистки в банковской системе. За 2014-2015 гг. регулятор успел вывести с рынка 65 банков. Только за 10 месяцев этого года количество финучреждений сократилось со 163 до 120. И это еще не далеко конец. Согласно прогнозу Всемирного банка, в следующем году их количество уменьшится до 100. "А уже в конце 2016 года мы планируем перейти к третьему этапу - стабильному развитию. Это означает, что мы завершим полную очистку банковского сектора", - пообещала глава НБУ Валерия Гонтарева.
До конца I квартала 2016 года все банки должны иметь прозрачную структуру собственности, до июля - уставный капитал не менее 120 млн грн. Тяжелее всего придется небольшим финучреждениям, которыми регулятор пообещал заняться вплотную. НБУ уже разделил 92 банка 3-й и 4-й групп между пятью кластерами: рыночные, кэптивные, схемные, неактивные и рисковые. В первую очередь с рынка планируют выводить схемные и неактивные структуры. Остальным пока предлагают мировую - привести кредитование связанных лиц к нормальному уровню, легализовать прозрачную структуру собственности и заняться поиском капитала. Те, кто не сможет уговорить акционеров внести "живые" деньги, получит возможность слиться с более крупными банками.
, который облегчит подопечным такую возможность, на Институтской обещают подготовить в кратчайшие сроки.
Банки стали прозрачней
НБУ уже удалось разыскать практически всех бенефициаров украинских банков. По словам Валерии Гонтаревой, инкогнито все еще сохраняют конечные собственники всего 7 небольших учреждений. Есть риск, что их признают проблемными до конца этого года. Тем не менее, ситуация выглядит гораздо лучше, чем в начале года. Еще в октябре на Институтской жаловались, что 48 украинских банков не раскрыли своих реальных владельцев или не подтвердили источники происхождения капиталов. Чтобы скрыть своих реальных собственников, финучреждения использовали разные трюки. Например, передавали акции в трасты или делили их между членами "футбольных команд", когда каждый из акционеров владел пакетом в 9,99% и, таким образом, не являлся владельцем существенного участия.
От этих х схем пришлось отказаться - за последнее время свою связь с банками "засветили" многие бизнесмены и политики. К примеру, Виктор Пинчук показал 100% участия в ПАО "Банк "Кредит Днепр" (в начале 2015 года в структуре собственности банка присутствовал траст). А в конце ноября НБУ согласовал опосредованное приобретение Сергеем Тигипко 100% в ТАСкомбанке, к которому тот еще недавно якобы не имел никакого отношения.