Почему государство хочет отказаться от контроля за ценами
Государство все активнее отказывается от административного ценообразования на аграрном и продуктовом рынках. В очередном перечне объектов ценового регулирования, утвержденном правительственным постановлением №771 на 2015-2016 маркетинговый год не обнаружилось сухого молока, сливочного масла, а также кукурузы и ячменя, которые ранее всегда фигурировали в подобных документах. Этим же постановлением сужаются временные рамки, на протяжении которых чиновники будут следить за ценами на сахар, гречку, рожь, пшеницу, муку. Если ранее их стоимость регулировалась в течение всего года, то теперь - только с ноября по июнь (то есть, когда основной объем урожая уже распродан, а нового еще нет).
Формально в попытке чиновников регулировать цены вообще нет особого смысла. Сам список "стратегических" объектов является базой для определении минимальных цен. Ниже этой планки продавать товар нельзя, что является своего рода защитой для фермеров и производителей. Однако и те и другие давно научились обходить эти препятствия. Особенно поднаторели в построении различных схем сахарозаводчики - сначала закупая свеклу у селян, а потом продавая сахар оптовикам. Так как в Украине буквально через сезон случается перепроизводство сладкого продукта, заводы зачастую готовы отдавать его со скидками. А чтобы не нарушить прописанные государством требования о минимальных ценах (за это полагается штраф в размере двойной стоимости партии товара), они либо просто "рисуют" нужные цифры в накладных, либо по документам берут свеклу на переработку, а рассчитываются готовой продукцией. Кстати, производители активно лоббируют отмену минимальных цен. Летом этого года в парламенте появился законопроект "О государственном регулировании производства и реализации сахара", которым предлагается отменить минимальные цены как на сам сладкий продукт, так и на сырье для его производства.
По другим продуктам ценовая планка, выставленная правительством, и вовсе не учитывается покупателями и продавцами, так как рыночные цены почти всегда выше прописанных в кабминовских перечнях. Скажем, цены на пшеницу, рожь, ячмень и прочие экспортные культуры регулируют вовсе не чиновники и даже не внутренний рынок, а международные биржи. Для государства же выполнение ценового надзора влетает в копеечку. К примеру, только зерновых на складах АФ храниться более 1 млн т продукции, а на закупку такого объема тратиться более 25 млн грн казенных средств.
И все же в столь кардинальной чистке списка объектов ценового регулирования есть несколько "но". Во-первых, это может обозначать, что государство в лице Аграрного фонда больше не будет пополнять национальные засеки "выпавшими" из перечня продуктами. Ведь, собственно, сам перечень объектов ценового регулирования в свое время задумывался как некий ориентир для АФ - почем покупать товар и по каким ценам его продавать при необходимости продуктовых интервенций. То есть, в случае роста цен, скажем, на сливочное масло, продуктовой помощи от Аграрного фонда можно не ждать. Вряд ли государство подставит плечо и животноводам, если, к примеру, те столкнутся с дефицитом кукурузы.
Во-вторых, выпавшая из обоймы стратегической продукция таки может подорожать. И если для тех же кукурузы или ячменя риск повышения цен минимален, то для сухого молока и сливочного масла - вполне реален. Особенно если молочникам удастся пролоббировать включение молока в список объектов ценового регулирования. Рада готовит законопроект №2089, предусматривающий введение госрегулирования закупочной цены на молоко ко второму чтению. А минимальную цену животноводы хотят установить на уровне 4 грн/л, что, как минимум, на 50 коп. выше сегодняшних цен. Понятное дело, что подорожание сырья тут же отразится на стоимости всех молокосодержащих продуктов, в том числе сухого молока и масла.