Чем грозит Украине показательная борьба налоговиков с "зерновыми схемами"
Государственная фискальная служба объявила войну "зерновым схемам". На прошлой неделе было арестовано сразу несколько крупных партий урожая, уже подготовленного к отгрузке заграничным покупателям. В центре скандала оказались крупнейшие экспортеры, украинские "дочки" международных компаний Bunge,
Glencore, Louis Dreyfus. У первой налоговики заблокировали порядка 10 тыс. т зерна в Николаевском порту, у второй примерно такая же партия зависла в Ильичевском порту, данных об арестованном товаре Louis Dreyfus на терминале ТИС- Зерно нет.
Налоговики уверяют, что буквально попали коррупционеров за руку. Уже подготовленное к отправке зерно, по словам контролеров, закупалось через офшорные компании, что позволяло компаниям уйти от налогов. Ни подробностей использующейся трейдерами схемы, ни суммы нанесенного государственному бюджету ущерба налоговики пока не разглашают. В ГФС дали понять, что рейды по терминалам и элеваторам продолжатся, так что блокирование экспорта может стать массовым. Компании, которых обвинили в уклонении от налогов, свою вину отрицают и намерены добиваться справедливости в суде.
На самом деле истина традиционно где-то посредине. По словам главы консалтинговой компании "Про арго" Николая Верницкого, схема закупок урожая через офшорные компании для нашей страны не нова. Работает она следующим образом: посредник приобретает зерно у фермеров, а затем тут же перепродает его родственной офшорной компании за те же деньги, а то и дешевле. Таким образом, в Украине продавец может не платить 30%-й налог на прибыль (поскольку прибыли по документам нет). Впоследствии офшорная компания продает это же зерно экспортерам, но уже по другим ценам.
По оценкам экспертов, таким образом в нашей стране в прошлые годы оформлялось до 50% всего экспортного зерна. По итогам прошлого года Украина отгрузила на внешние рынки более 34 млн. т., то есть, через офшоры прошло около 17 млн.т. Реальная прибыль посредников на каждой тонне составляла от $3 до $10, - говорит Верницкий. То есть, компании смогли провести мимо фискалов $51-170 млн., а бюджет недополучил $15-50 млн. в качестве налога на прибыль. В этом году, по оценкам аграрного министра Алексея Павленко, украинский зерновой экспорт имеет все шансы вырасти до 36 млн. Следовательно, если фискалы перекроют оффшорную схему, у них есть шанс обогатить казну на $50 млн., что в нынешние тяжелые времена пришлось бы весьма кстати. Кроме того, работа через офшорные фирмы, которым украинский посредник продает товар за гривны, позволяет ему в итоге получать доступ к валюте, не выполняя требование НБУ о продаже валютной выручки в течение 90 дней.
Но это лишь одна сторона проблемы. Зерно через офшорные компании перекачивают как правило посредники. Новые собственники товара, те же Bunge, Glencore, Louis Dreyfus и те, кого пока нет в "черном списке", скорее всего, абсолютно "чистые". Поэтому их возмущение вполне понятно, а шансы отстоять свои интересы в суде - весьма высоки, - считает Николай Верницкий.
Призвать же к ответу многочисленных посредников, выкупающих урожай в полях за наличные (и часто не проводя эти сделки документально), а затем перебрасывающие зерно на офшоры крайне сложно. Тем более, что многие из них имеют крепкие связи в чиновничьей среде а нередко и являются подконтрольными им структурами. Поэтому одной из версий истиннной причин зернового скандала эксперты называют попытку переделить рынок, выбросив из этого бизнеса часть посреднических структур. Ведь трейдеры уже вряд ли захотят иметь дело с фирмами, по вине которых они сейчас срывают экспортные контракты.
Вопрос - как скажутся эти разборки, случившиеся в разгар нового экспортно сезона, на репутации Украины как крупнейшего поставщика продовольствия на мировом рынке - пока остается открытым. Некоторые эксперты не склонны драматизировать ситуацию, утверждая, что западные покупатели прекрасно знакомы с нашими реалиями и заложили возможные риски в контракты и цены (стоимость украинского зерна как минимум, на $10-20/т ниже, чем, скажем, европейского). Другие же уверены, что некоторые потенциальные покупатели могут не только обязать наших трейдеров выплатить штрафы за срыв поставок, но и предпочесть товар более предсказуемых продавцов.