Чем Госаудит будет лучше Госфининспекции

Создание новой структуры позволит Кабмину избавиться от негативного имиджа и неугодных проверяющих
Фото: n-auditor.com.ua

Государственная финансовая инспекция (ГФИ) вскоре поменяет вывеску. Согласно постановлению правительства №868 от 28 октября 2015 г. ее преобразуют в Государственную аудиторскую службу. Новый орган будет координироваться Кабмином через министра финансов. Готовое положение о новой службе ведомство Натальи Яресько должно выдать на-гора уже к концу этого года. 

"Можно предположить, что после реорганизации круг полномочий органа существенно не изменится: основным заданием Госаудита по-прежнему будет контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок и целевым использованием бюджетных средств", — допускает адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Александр Выговский.

Формально переформатирование Госфининспекции проводится в рамках антикоррупционной кампании. По мнению премьер-министра Арсения Яценюка, единственно возможный вариант реформы — это "фактически создать с нуля новую Государственную финансовую инспекцию так же, как набиралась полиция в Киеве".  "Нам надо принять очень сложное, но единственно правильное решение — фактически полное, стопроцентное обновление всего кадрового состава", — заявил Яценюк. Но то, что с ГФИ происходит де-факто, на революцию мало похоже. "Парадокс в том, что орган государственного финансового контроля будет под прямым контролем органов исполнительной власти, финансово-хозяйственную деятельность которых должен проверять сам. Буквально это означает, что новая служба станет не более чем подразделением внутреннего аудита Кабмина, только вынесенным в отдельную организацию", — отмечает шеф-редактор бухгалтерского сервиса "Интерактивная бухгалтерия" Геннадий Васильев.

Новая служба станет не более чем подразделением внутреннего аудита Кабмина, только вынесенным в отдельную организацию

За счет сокращения сотрудников ГФИ (их насчитывается порядка 5 тыс.) Кабмин мог бы попытаться выполнить план по сокращению госаппарата и сэкономить бюджетные средства. Но это также вряд ли удастся. "Реформирование, сокращение и выплата компенсаций уволенным сотрудникам (их количество оценивается в 2-2,5 тыс. человек), напротив, создадут многомиллионную брешь в бюджете. В таком сыром виде эта реформа свеч не стоит", — полагает Геннадий Васильев.

Сейчас ГФИ вполне себя окупает, поскольку помогает вернуть миллиардные суммы. Только за девять месяцев текущего года инспекция предупредила нарушения в сфере госзакупок на сумму 2,4 млрд грн. Однако эксперты допускают, что ее сотрудники стали вмешиваться в слишком масштабные аферы. "Одним из поводов для преобразования Госфининспекции в Госаудит могли стать результаты ревизии, проведенной в национальном проекте "Воздушный экспресс". По ее результатам были выявлены грубые нарушения финансовой дисциплины, которые могут стать основанием для снятия с должностей и привлечения к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц высших эшелонов действующей власти", — говорит управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз. Более 100 млн грн. руководство "Воздушного экспресса" умудрилось разместить на счетах неплатежеспособных финансовых учреждений. Еще десятки миллионов гривень были потрачены на приобретение земельных участков по завышенным ценам. "Создание новой структуры позволит избавиться от негативного имиджа и неугодных проверяющих. А заодно даст возможность получить контроль над госучреждениями и предприятиями вследствие организации новых проверок", — прогнозирует Виктор Мороз.

В своем нынешнем виде Госфининспекция просуществовала с 2011 г., когда ее создали на базе Главного контрольно-ревизионного управления Украины. Но за это время ведомство побывало в центре не одного громкого скандала. Самый резонансный разразился весной текущего года, когда Кабмин сначала инициировал служебное расследование и отстранил от должности, а затем и уволил руководителя Госфининспекции Николая Гордиенко. Аудиторов фининспекции обвиняли в злоупотреблениях при проведении проверок госкомпаний, а само ведомство — в отсутствии эффективного контроля за госимуществом и госсредствами. В ответ Гордиенко разразился потоком обвинений в адрес правительства Арсения Яценюка. По его словам,  чиновники были замешаны в реализации коррупционных схем, ущерб от которых оценивался в 7,6 млрд грн. Чуть позже в Генпрокуратуре сообщили, что по результатам этого заявления было открыто 12 уголовных производств относительно возможных злоупотреблений служебных лиц Кабмина. Летом нынешнего года руководить скандальным органом поставили Лидию Гаврилову.