Чем аукнется Украине "черный понедельник"
Вчера мировые рынки немного потрусило. Заголовки западных газет сияют данными о падения индексов и потерях фондовых бирж. Действительно, не каждый день Dow Jones обновляет собственный антирекорд дневного падения (на 1089 пунктов), индекс S&P500 падает на 4%, а сырьевой индекс Bloomberg Commodity Index опускается до минимального за 16 лет уровня. Аналитики заговорили о призраке кризиса, который замаячил перед миром. И бросились рассуждать о причинах происходящего - Китай с его девальвацией, ФРС с планами по повышению учетной ставки, ОПЕК с неконтролируемым ростом добычи нефти.
Украина в это время праздновала День независимости, поэтому в нашей стране заметили, в лучшем случае, падение рубля и цен на нефть. Впрочем, даже если бы 24-го у нас был бы обычный рабочий день, то вряд ли ситуация существенно отличалась. Ведь отечественный фондовый рынок в принципе отсутствует, так что падать там просто нечему. И это, кроме всего прочего, порождает иллюзию, что нас все происходящее в мировых финансах никак не касается.
Однако это не так. Сам по себе "черный понедельник", а именно так окрестили вчерашних день экономисты, для нас не особо важен. Важно то, что стоит за паникой на фондовом рынке. Речь о глобальном снижении спроса на фоне растущего предложения. Проще говоря о перепроизводстве. В этой связи принято в большей мере обсуждать нефть, спрос на которую за последние годы вырос на 2%, тогда как предложение - на 6% (в том числе и за счет новых технологий). Это уже опустило цену на "черное золото" до 43 долларов за баррель. Но на самом деле дешевеют практически все сырьевые товары. Вниз летят котировки меди, никеля, алюминия, черных металлов и руды.
Такую же тенденцию показывает и продовольствие - только в день первой девальвации юаня стоимость кукурузы упала сразу на 3,8%, соевых бобов - на 1,7%, пшеницы - на 4%. А всего за этот год продовольствие подешевело в среднем на 20%. В начале месяца событий FAO совместно с ОЭСР опубликовало доклад "Сельскохозяйственный прогноз на 2015-2024 гг.", и прогноз неутешительный - в ближайшие годы стоит ожидать падения цен на продовольствие, так как ожидается рост производительности и соответственно увеличения предложения при том, что особого роста спроса не предвидится. На фоне таких данных постоянный рост стоимости компаний, который и отображали до этого месяца вышеупомянутые индексы, выглядел обычным "пузырем", который должен был лопнуть. Что и произошло.
Как это отобразится на Украине? Падение цен и замедление роста мировой экономики уже давно оказывают свое влияние на отечественную экономику. Перед последними выходными Госстат опубликовал статистику о том, что экспорт товаров в первом полугодии 2015-го (по сравнению с первым полугодием 2014-го) сократился на 35% - до 18,53 млрд долларов. То есть речь идет о существенном снижении объемов поступления валюты в страну. Учитывая, что стоимость фьючерсов на наши основные экспортные позиции (продукция металлургии и аграрного сектора) падает, то очевидно, что "минус" по итогам года будет еще больше. Эксперты говорят о сокращении экспорта на 40-50% по сравнению с прошлым годом (2014-й в этом плане тоже был не блестящим, минус 13,5% экспорта по сравнению с 2013-м). А значит, на столько же сократится приток валюты, что вполне может отобразится на курсе гривны. Просто в отличии от других сырьевых стран, где бизнес моментально среагировал на падение фондовых рынков и все, что за этим стоит (колумбийский песо за вчера девальвировал на 2,8%, российский рубль на 1,94%, малайзийский ринггит на 1,76%, а южноафриканский рэнд на 1,33%), украинская гривна подождет фактического падения экспорта.
Сегодня утром межбанк открылся небольшим ростом курса доллара (на 10 копеек), а НБУ чуточку повысил официальный курс (на 8 копеек), и эксперты заверяют, что резкого удорожания быть не должно. Тем более на фоне положительного инсайда о том, что совет кредиторов Украины согласен пойти на определенные уступки. Однако законы экономики никто не отменял, и если приток валюты в страну сократится, то вряд ли гривна останется на месте.