Чего хочет и что дает Фонд
Она рассчитана на четыре года, в течение которых мы планируем получить $17,5 млрд (12,5 млрд SDR). Чтобы новая программа начала работать, Украина должна принять ряд новых законов, а МВФ - утвердить программу Советом директоров. И похоже, что до этого момента широкая общественность так и не увидит полный список обязательств, которые мы взяли на себя в рамках нового сотрудничества. Однако по мотивам заявлений чиновников прессе и уже поданных законопроектов можно выделить несколько основных требований, которые предстоит выполнить Украине.
Итак, Украине поменяли программу stand-by на EFF (Extended Fund Facility). В переводе на понятный язык это означает, что нам обещают дать денег на более длительный срок (stand-by обычно длится год-два, срок погашения - три-пять лет; EFF рассчитана на три-четыре года со сроком погашения от 4,5 до 10 лет) и под немного другие цели. Если stand-by обычно идет на пополнение золотовалютных резервов, то EFF - на поддержку бюджета. Правда, Украина и stand-by ухитрялась тратить на финансирование бюджетных расходов, так что, по сути, теперь нам это просто разрешили официально.
Именно сменой программы можно объяснить тот факт, что единственный на данный момент законопроект, поданный Кабмином в рамках договоренностей с МВФ, - изменения в госбюджет-2015 - претерпел лишь косметические изменения. Собственно, его смысл сводится к двум тезисам. Во-первых, пересчет в гривневом эквиваленте валютных долговых обязательств Украины (курс 17 грн./$ действительно не выдерживал никакой критики). Во-вторых, повышение на 12,5 млрд грн. субсидий для компенсации растущих тарифов на газ и тепло (общий их объем должен составить 24 млрд грн). Именно эти пункты дают понимание, что МВФ требует сделать уже в ближайшее время.
По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, Украина согласовала с Фондом повышение тарифов на газ на 280%, на тепло - на 66%. Однако, судя по всему, в данном случае речь идет лишь о первом из повышений, запланированном на 1 апреля этого года. Ведь в конечном результате МВФ требует обеспечить бездефицитную работу "Нафтогаза України" путем доведения тарифов до рыночного уровня. Причем рыночным уровнем Фонд считает цену, по которой импортируется газ. Сейчас это порядка $320 за тысячу кубов, или около 8 тыс. грн. При этом на данный момент средняя цена газа для населения составляет 1309 грн. за тысячу кубометров. То есть для достижения безубыточности необходимо повысить тарифы в шесть раз. И это при нынешнем курсе доллара. Так что дальнейшее повышение - почти неизбежность, если Украина хочет получить весь кредит.
$17,5 млрд., первоапрельское повышение тарифов будет далеко
не последним. При нынешних цене на газ и курсе доллара для обеспечения безубыточности "Нафтогаза" тарифы следует повысить
в шесть раз
Впрочем, не факт, что и в апреле тарифы вырастут только до анонсированного Гонтаревой уровня. Так, министр финансов Наталия Яресько в интервью ВВС заявила, что она не знает, каким будет повышение, мол, это решит независимый регулятор - НКРЭ. И откуда Гонтарева взяла озвученные цифры, она не в курсе. Впрочем, думается, министр лукавит. Просто, по мнению экспертов, планируется установить две цены на газ - льготную и рыночную. Первую, которая как раз вырастет на 280%, будут платить те, кто потребляет до 2,4 тыс. кубометров в год (то есть домохозяйства, пользующиеся газовыми плитами). Вторая же цена, которую будут платить все остальные, вырастет примерно в пять раз.
Еще один бюджетный нюанс. Кабмину позволили заложить в изменения 2,5 млрд грн. на проект "Стена" (который был переименован в "Европейский вал"). Это значит, что все расчеты МВФ основаны на том, что Украина сумеет если не прекратить войну, то хотя бы не допустить расширения зоны боевых действий. Для Фонда это принципиально, ведь нынешний пересмотр сотрудничества во многом как раз связан с теми неверными военными прогнозами, которые были заложены в предыдущую программу. Напомним, что изначально суммы и сроки помощи от МВФ планировались исходя из того, что к осени 2014-го в Украине будет мир и спокойствие.
Кроме того, исходя из проекта изменений в госбюджет и заявлений представителей МВФ, Нацбанку дается год, чтобы разобраться с текущими проблемами и начать выполнять свои функции. Например, в релизе Фонда указано, что с 2016 г. уровень инфляции в Украине должен быть ниже 10%. Многие уверены, что инфляция - это зона ответственности Кабмина. Мол, его задача следить за ценами и контролировать, чтобы они не росли. Но подобный тезис - это пережиток плановой экономики. В рыночных условиях (за которые так ратует МВФ) за инфляцию отвечает Нацбанк: его задача связывать избыточную гривневую ликвидность, а не с завидной регулярностью печатать деньги для бюджета, "Нафтогаза" и рефинансирования банков.
Но в этом году НБУ разрешат еще немного попечатать. Если изменения будут приняты в нынешнем виде, банк должен передать в госказну 60,5 млрд грн. доходов, профинансировать дефицит "Нафтогаза" на 29,7 млрд грн., поддержать Фонд гарантирования вкладов физлиц и расходы на рекапитализацию банков. В итоге реальная эмиссия на бюджетные цели составит 150-200 млрд грн. То есть почти столько же, сколько в прошлом году. При всех минусах такого подхода, по задумке, это должно дать Нацбанку возможность к 2016-му разобраться со всеми неустойчивыми банками, найти равновесный курс гривни и начать жить по-новому.
По информации министра финансов Яресько, Украина настаивает, чтобы первый транш был самым крупным, около 60% от всей суммы, приблизительно $10,8 млрд. По идее, это достаточный стимул, чтобы предложенные изменения в бюджет были приняты парламентом.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 23 февраля 2015 (№8/718)