$15 млрд от заробитчан. Как Украина проигрывает Польше борьбу за украинцев

Сумма поступлений от трудовых мигрантов в Украину установила новый рекорд. А потолок выезда украинцев на зарубежные заработки еще не достигнут 

lviv.depo.ua

Согласно свежим данным Национального банка Украины, за 2021 г. значительно возросли частные переводы в Украину из других стран, которые главным образом связаны с временной или постоянной миграцией населения. В прошлом году в Украину поступило $15,026 млрд, что на 3,046 млрд, или 25,4% больше, чем годом ранее.

Из этой суммы чистая оплата труда составила $10,481 млрд, а частные трансферты — $4,545 млрд. Расходы мигрантов в стране пребывания достигли $3,671 млрд, а налоги — $826 млн.

Из общей суммы переводов $6,89 млрд поступило через неформальные каналы, что на 50,7% больше, чем в 2020 г.

$15 млрд поступлений — рекордная сумма. Это 7,5% украинского ВВП за прошлый год, если верить правительству, что он в долларовом эквиваленте составил $200 млрд. Отток рабочей силы может создавать ее дефицит в отдельных сегментах, а экономика без рабочих рук будет сжиматься. Что с этим делать, пора думать уже сейчас.

"Украинцы начали зарабатывать, как поляки"

Увеличение переводов от трудовых мигрантов объясняется восстановлением после кризиса и ростом самого количества людей, которые отправляются на зарубежные заработки. Количество украинцев, работающих за рубежом, оценивается по-разному. По данным Минсоцполитики и НБУ, которые обнародовались ранее, оно составляет 2,5-3 млн человек. А по оценке директора Института демографии и социальных исследований НАН Украины Эллы Либановой, 3 млн трудовых мигрантов — это минимум, максимум — 5 млн. Основными направлениями миграции являются Польша, Чехия, Словакия, Германия, Италия, страны Балтии.

По данным польской стороны, в 2020 г. было выдано 500 тыс. трудовых виз для украинцев, а за полгода 2021 г. — 400 тыс. В 2021 г. началась вакцинация, которая позволила не обращать внимания на карантинные ограничения.

"Очевидно, происходит возобновление трудовой миграции, — говорит старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Алексей Позняк. — В 2020 г. было много ограничений, много людей вернулось, а еще много краткосрочных мигрантов не смогли выехать, хотя планировали поездку. Есть такая общемировая закономерность, что в кризисные периоды мигранты ограничивают собственное потребление в стране-реципиенте, чтобы побольше денег выслать своим родственникам, которым еще тяжелее, чем им. Эти два фактора наложились друг на друга".

"Увеличение поступлений свидетельствует об увеличении количества мигрантов. Больше они за это время получать не стали. Увеличение перечислений пропорционально количеству мигрантов", — отмечает экономический эксперт Всеволод Степанюк.

А глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что оплата труда все-таки повлияла на увеличения поступлений. "Украинцы уже начали получать зарплату, как поляки", — отмечает экономист.

В ноябре прошлого года средняя зарплата (брутто) в Польше достигла рекордных 6022,49 злотых ($1495,5), что на 9,8% больше по сравнению с аналогичным месяцем 2020 г. В том же ноябре 2021 г. средняя зарплата в Украине составила 14 282 грн ($503), а в декабре подскочила до 17 453 грн ($615), но это все равно далеко до польских показателей. Это даже меньше, чем минимальная зарплата в Польше, которая составляла 2800 злотых ($694).

Также стоит отметить, что экономика Польши в 2021 г. восстановилась, показав рост 5,7% по сравнению с падением 2,5% в 2020 г. ВВП Украины в 2020 г. упал на 4%, а в 2021 г вырос только на 3%, то есть не восстановился до пандемического уровня. Этот фактор также влияет на привлекательность трудовой миграции среди украинцев.

Плюсы и минусы

Экономист Александр Охрименко видит преимущественно положительный эффект перечислений от трудовых мигрантов. Поступающая валюта позволяет поддерживать платежный баланс, активизирует покупки граждан и потребление. Кроме того, это дает возможность украинскому ВВП расти более существенными темпами. Это же повлияло на рост зарплат и сдерживало показатели безработицы.

"$15 млрд — довольно большая сумма для экономики Украины, — говорит эксперт. — У нас за прошлый год ВВП вырос на 3,2%. Если бы не было этих денег, было бы на 1,4% меньше… Безработица очень низкая. За 2021 г. зарплата фактически уже превысила $600. Это благодаря экспорту рабочей силы: если бы эти люди искали работу в Украине, то зарплата так бы не выросла. Очень сильно давила бы безработица. Минусов, получается, нет. Только моральный — что человек редко видит семью. Но в условиях глобализации прошли времена, что нужно работать там, где родился. Замкнутый круг: там вроде без семьи, а тут столько получать не будешь".

Но не все так оптимистичны. Экономист Всеволод Степанюк считает основным негативом переводов от мигрантов то, что эти деньги не идут на поддержку внутреннего производства. "В реальную экономику эти деньги не идут, — говорит эксперт. — Этими деньгами оплачивается импорт, торговля и сфера услуг, а на развитие производства в Украине эти деньги никак не влияют. Нельзя $15 млрд засчитывать в поддержку платежного баланса. Из этих денег тратится, может быть, третья часть, остальное накапливается для приобретения недвижимости здесь либо с целью эмиграции вообще".

Экономический эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский считает, что Украинский ВВП мог быть куда лучше, если бы трудовые мигранты отправлялись не на зарубежные заработки, а работали в Украине. "Добавленная стоимость создается вне украинской экономики, и те $15 млрд поступлений от гастарбайтеров могли бы превратиться в дополнительные $70-80 млрд ВВП, если бы украинские граждане трудились не за границей, а в Украине, создавая здесь добавленную стоимость. А внутри страны не то что не создаются новые рабочие места, а наоборот, по сравнению с докарантинным 2019 г. безработица увеличилась на 220 тыс. человек — с 1,46 млн в январе-сентябре 2019-го до 1,68 млн в январе-сентябре 2021 г.", — написал Виктор Скаршевский на своей странице в Facebook.

"Грузчиков не осталось"

Дефицит рабочих рук — большой негатив, который приносит трудовая миграция, но при условии, что экономика требует этой рабочей силы, а политика государства настроена ее развивать.

"Миграция населения носит разрушительный характер для экономики, а у нас политика власти только подталкивает людей уезжать. Это политика фактической ликвидации ФОПов в Украине, политика налогообложения домохозяйств, низких зарплат, низких пенсий, высоких коммунальных тарифов. Это все заставляет людей уезжать", — отмечает Всеволод Степанюк.

Исследование Gremi Personal в прошлом году показало тенденцию стабильного выезда из Украины молодого трудоспособного населения в возрасте до 39 лет. У большинства респондентов было высшее (28,4%), профессионально-техническое или среднее специальное образование (47,8%).

Но перекос в доходах, которые предлагаются в Украине и той же Польше, показывает, что трудовая миграция может выдергивать кадры из любых сфер в нашей стране, а не каких-то конкретных.

"Нет прямой корреляции, что условно на польские склады уезжают только наши складские работники. Там могут работать как складские работники, так и пенсионеры, учителя, инженеры, аграрии, фармацевты. Любые профессии, потому что подработка простая, не требует диплома, опыта работы и так далее. Если люди чувствуют, что не зарабатывают нужных денег, соотношение цена-качество их не устраивает, то они выбирают не наших работодателей", — объясняет эксперт рынка труда Татьяна Пашкина.

Специалист делает прогноз по дефициту профессий, который создается трудовой миграцией. Традиционно под риски нехватки рабочей силы попадают рабочие специальности.

"Грузчиков не осталось, медсестер, я думаю, не останется, водители, дальнобойщики, сантехники и все остальные тоже не при делах, — продолжает Татьяна Пашкина. — Спектр работ, которые предлагают — это профессионалы-работники либо вспомогательные работники. К сожалению, не предлагают какие-то высокопрофессиональные вакансии, потому что количество людей, которые знают условно польский, чешский, немецкий язык на уровне того, чтобы общаться с клиентами, мягко говоря, невелико. Поляки и чехи предлагают бесплатные курсы, чтобы продвигать их дальше, но не всегда это срабатывает. Поэтому спектр предлагаемых работ ограничен. Например, производственные профессионалы, те же сварщики. Если у нас они получают 15-25 тыс. грн, до $1 тыс., то с 1 тыс. евро начинаются для них зарплаты в ближних европейских странах и 2,5-3 тыс. евро в Северной Европе. Угадайте, что они выберут: 20 тыс. тут или 100 тыс. там".

Польские льготы против украинских кредитов

Однако было бы слишком просто, если бы трудовая миграция привлекала исключительно большими зарплатами. Существует куда больше преимуществ. Среди причин, которые побуждают выезжать на заработки из Украины, мигранты указывают отсутствие работы, плохую экономическую ситуацию, политическую нестабильность, отсутствие перспектив, коррупцию. Если мы добавим еще и стимулы, которые применяют страны-реципиенты, то Украина рискует окончательно проиграть борьбу за свою рабочую силу в обозримой перспективе.

В начале 2022 г. президент Польши Анджей Дуда подписал закон, который упрощает трудоустройство иностранных граждан, в том числе украинцев. Теперь выдаются разрешения на работу на два года, а не на 6 месяцев, не нужно предоставлять справку о месте жительства и источнике доходов, чтобы подать заявление на карту пребывания. Упрощается получение права на пребывание в Польше сроком до трех лет для лиц, которые планируют более длительное трудоустройство. Словом, сезонные работы теперь заменяются более длительными.

Летом и осенью 2021 г. говорилось, что Польша готовит налоговые льготы для иностранцев. Те, кто планируют остаться в стране минимум на четыре года, будут платить в течение этих лет налоги с 50-процентной скидкой. Госбюджет Польши будет финансировать пенсионные взносы и страхование на случай болезни.

Отметим, что в Польше и без того существуют налоговые льготы в части подоходного налога. Например, если годовой доход составляет 85 528 злотых ($21 262), то человек платит 18% подоходного налога, если выше этой планки — 32%. Но в новосозданной компании в течение первого года работы эта ставка равняется 9%, от налога освобождаются молодые сотрудники до 26 лет. Чтобы конкурировать с рынком Польши и ослабить темпы миграции, украинскому правительству также следует подумать о налоговых льготах, а работодателям — об условиях труда и так называемом соцпакете.

"Украинские работодатели не готовы смягчать ситуацию внутри страны, — говорит Татьяна Пашкина. — Грубо говоря, какому-то работяге из маленького села или пгт проще уехать в польский город, потому что меньше хлопот с переездом, и работодатель предоставляет такое-сякое жилье, питание, униформу и так далее, чем переехать в Харьков, Киев и Николаев, потому что тут это все — его личная головная боль за значительно большие деньги. Даже если он найдет хостел в Киеве, не факт, что это место, которому можно доверять, можно оставить документы и так далее. Соцпакет помогает сделать выбор, даже если зарплата незначительно больше. Также стоит отметить долги по зарплате: если у нас это частое явление, то в Польше это невозможно. Если вы официально трудоустроены и официально работаете — не платить просто не дадут".

Трудовую миграцию можно ослабить сокращением разрыва в зарплатах, пусть и не полностью. "Человек может согласиться на меньшую зарплату, чтобы остаться в правовом поле своего государства, чтобы никуда не ездить, не тратить деньги на перемещение, — говорит Алексей Позняк. — По оценкам моих коллег, если хотя бы на уровне 70% от потенциальной зарплаты за границей люди смогут зарабатывать в Украине, то много из них переориентируются".

Эксперты считают, что говорить о достижении предела трудовой миграции из Украины не приходится. Ее будут стимулировать не только низкие доходы и отсутствие рабочих мест, но и кризисы.

"В 2022 г. на фоне дальнейшей деиндустриализации, остановки и закрытия промышленных предприятий из-за высоких цен на энергоносители трудовая миграция продолжится. Как продолжится и скатывание украинской экономики в аграрно-сырьевую с консервацией бедности на долгие годы вперед", — пишет Виктор Скаршевский.

Экономист отмечает, что программа "Возвращайся и оставайся", анонсированная президентом Зеленским в 2019 г., превратилась в программу льготного кредитования "5-7-9%" и провалена. Действительно, низкая ставка кредита вряд ли станет серьезным козырем в борьбе за рабочую силу. Здесь нужна комплексная программа, в том числе развития рабочих мест в реальном секторе, если, конечно же, правительство заинтересовано задержать украинцев дома, а не рассчитывать на пресловутое поддержание платежного баланса за счет валютных перечислений из-за рубежа.

Более того, в ближайшие годы мы можем столкнуться с тем, что трудовая миграция будет усиливаться, но поступления не увеличатся, потому что она будет все чаще перерастать в эмиграцию. В 2021 г., по данным НБУ, денежные переводы от мигрантов, которые пребывают за границей более года, выросли на $852 млн — до $2,015 млрд, или на 73%. А за 2020 г. количество граждан Украины, ведущих хозяйственную деятельность на польской территории, выросло до 5,9 тыс. В феврале 2021 г. четыре из пяти украинских заробитчан готовились к открытию своего бизнеса в Польше либо говорили о таких планах. Это также может свидетельствовать о том, что украинцы все чаще будут планировать свою жизнь и работу за рубежом на долгий срок.