Братья Клюевы подстроили свой солнечный бизнес под россиян (ДОПОЛНЕНО)
По информации "ДС", этим летом Австриец Гюнтер Майер занял свой второй пост в австрийской компании, связанной с Украиной. Впервые его имя прозвучало в Украине в конце 2014 года: тогда Майер объявил , что возглавляемая им компания, AMIC Energy Management, намерена приобрести у российского "Лукойла" сеть АЗС - 240 заправок и шесть нефтебаз на территории Украины. В конце апреля 2015 года сделка была завершена, а уже в мае австрийская компания открыла первую ребрендированную АЗС и заявила о готовности инвестировать $30 млн в развитие сети.
Гюнтер Майер никак не был связан ни с портфельным управлением чужими активами, ни с олигархами постсоветского пространства. До создания в конце 2013 года AMIC в 2006-2011 гг. он работал в венгерской энергетической корпорации OMV, где занимался возобновляемой энергетикой. Войдя в розничный бизнес "Лукойла" в Украине, Майер в украинских СМИ рассказал, что сделка чистая и он не нанят россиянами для формального вывода актива из-под управления "Лукойла", который, возможно, опасался санкций. Хотя сам "Лукойл" продолжил снабжать топливом свою бывшую сеть АЗС.
Теперь же его связь с Украиной стала еще теснее. Австрийская фирма Black Sea Renewable Energies GmbH обновила совет директоров, отдав две управляющие должности Майеру и киевлянину Александру Рудниченко. Black Sea - малоизвестная в Украине компания, оформленная на CEE Clean Economic Energy AG, корни которой теряются на острове Джерси, тщательно скрывающем бенефициаров компаний-резидентов. Между тем, эти фирмы являются формальными основателями обширной сети структур, на которые записано право собственности на солнечные элестростанции, построенные группой Active Solar, которую контролируют братья Андрей и Сергей Клюевы, скрывающиеся сейчас от украинских властей. В частности, за Black Sea было закреплено крымское направление. Компания владела каскадом ООО со схожими названиями ("Альфа Солар", "Гамма Солар" и "Дельта Солар" и другие), которые управляют электростанцией в Перово. Вторая группа ООО - "Краймиа Солар 1", "Краймиа Солар 2", "Краймиа Солар 3", "Краймиа Солар 4", "Краймиа Солар 5", - владеет солнечными станциями в Родниковое.
В начале 2015 года все упомянутые субъекты хозяйствования были перерегистрированы по российским законам. Причем, учредителями этой и других родственных компаний, по данным российского реестра юрлиц ЕГРЮЛ, все еще остается упомянутая австрийской Black Sea. А один из двух ее директоров Рудниченко также работает в компании Alternative Energy Solutions GmbH вместе с Майклом Обердофером, который до апреля 2015 года работал управляющим директором Activ Solar.
Сейчас эти крымские активы находятся в залоге у "Ощадбанка", который, впрочем, не имеет доступа к ним. Открещиваются от активов и в Active Solar. "Компания Activ Solar не ведет деятельности в Крыму с апреля 2014 года. Activ Solar и/или ее дочерние компании не являются акционерами (то есть владельцами) солнечных электростанций в Крыму, компания была их девелоперами", - ранее заявляли в компании. Говорит о смене владельцев электростанций и сам Майер. По его словам, сделка произошла еще в 2013 году Компания Clean Economic Energy (CEE) AG ранее действительно принадлежавшая Клюевым, хотя те это постоянно отрицали, была продана группе инвесторов во главе с ее бывшим гендиректором. "В июне 2013 г. моя компания, MG Energy+ GmbH, получила мандат на управление и консалтинг от CEE AG, с упором на развитие их ветроэнергетического бизнеса. Моя компания подписывала подобные договоры с целым рядом различных клиентов. После начала кризиса в Украине в феврале 2014 г., наше сотрудничество перешло в сферу стабилизации и реструктуризации CEE AG и ее дочерних компаний, т.к. CEE Group столкнулась с операционными и финансовыми трудностями", - рассказал "ДС" Майер.
Как бы то ни было, факт остается фактом: солнечными электростанциями, построенными Клюевыми, и бывшей сетью АЗС "Лукойла" управляет один человек - Гюнтер Майер. "Компании принадлежат разным владельцам, и мое сотрудничество с ними проходит по двум разным мандатам - с тем лишь совпадением, что обе компании находятся в Украине", - отрицает у компаний наличие общего собственника сам Майер.
ДОПОЛНЕНО: добавлены комментарии Гюнтера Майера