Чем грозит бюджет, написанный под МВФ
Вчера поздно вечером Минфин опубликовал на своем сайте новый проект госбюджета-2016, а вслед за ним и очередной вариант налоговой реформы. В сравнении с первым проектом главной финансовой сметы страны, подготовленным еще в сентябре, документ претерпел ряд изменений. Доходы госказны увеличены на 8,7% - до 598,21 млрд. грн (в том числе доходы общего фонда госбюджета - на 7,5% до 564,56 млрд. грн.). Еще более существенно правительство решило нарастить расходы бюджета: по сравнению с сентябрьским планом (621,19 млрд. грн.) показатель вырос на 21,6% - до 673,96 млрд.грн. Подробностей в финансовом ведомстве пока не разглашают: дополнений и таблиц, которые обычно сопутствуют закону о госбюджете, министерство не опубликовало. Так что кому увеличат содержание, а кому урежут - все еще остается тайной. Известно только, что расходы на финансирование армии предполагают нарастить до 100 млрд грн (с 90 млрд грн в 2015 году) или 4,4% ВВП.
Готовя проект финансовой сметы-2016 года, Минфин явно расстарался, чтобы угодить кредиторам. "В случае его принятия МВФ, безусловно, рассмотрит вопрос о выделении следующего транша в кратчайший срок", - полагает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. Документ предусматривает минимально необходимый размер дефицита бюджета - 4% ВВП. По требованию МВФ в нем также сократили план поступлений, которые ежегодно перечисляются в госказну Нацбанком. В этом году НБУ должен отдать в бюджет 60,5 млрд. грн., в следующем году - только 34 млрд. грн. Еще один важный для МВФ "маяк" - показатель госдолга. Благодаря проведенной реструктуризации правительству удалось снизить его на 74 млрд. грн. - до 1,5 трлн. грн. "Но при этом в проекте бюджета, как и в прошлые годы, закладывается возможность корректировки размера госдолга за счет выпуска Кабмином гособлигаций для капитализации банков, НАК "Нафтогаз України", кредитования Фонда гарантирования вкладов физических лиц. А это, при негативном сценарии, может привести к увеличению госдолга и свидетельствует об изначально заложенном "косвенном" увеличении дефицита бюджета", - считает эксперт по вопросам налоговой политики Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин.
В угоду МВФ чиновники, по-видимому, проигнорировали и большинство предложений депутатов, касающиеся налоговой реформы. В законопроекте от главы профильного парламентского комитета Нины Южаниной было предусмотрено снижение ставок НДС и налога на прибыль до 15%, ЕСВ - до 20%. Но в Минфине продолжают настаивать на выравнивании ставок всех ключевых налогов до единой планки в 20%. По факту это означает, что налог на прибыль (сейчас - 18%) будет даже повышен. То же касается и налога на доходы физлиц, который сейчас составляет 15-20% в зависимости от размера доходов. Размер НДС фактически не изменится. Так что снижение ставки ЕСВ с нынешних в среднем 41,5% до 20% - станет единственной сколько-нибудь ощутимой уступкой.
Но даже при таких минимальных послаблениях бюджет может недосчитаться в следующем году свыше 23 млрд. грн. Ликвидировать "дыры" планируют за счет реформы "упрощенки" - на общую систему налогообложения планируют перевести около 161,7 тыс. плательщиков единого налога, а также детенизации экономики. "Однозначно снизится налоговая нагрузка на бизнесы, не использующие теневые схемы и упрощенную систему, особенно, на те, где высокую долю в затратах составляет рабочая сила - за счет снижения ЕСВ. Но увеличится нагрузка на часть "упрощенцев", а также на сельхозпроизводителей, которые сейчас используют нулевую ставку НДС", - констатирует исполнительный директор Центра экономической стратегии Глеб Вышлинский.
В Минфине долго ломали голову и над тем, как сократить расходы казны. "Мы нашли возможность для уменьшения расходов на более, чем 60 млрд грн по сравнению с базовым проектом бюджета, но для воплощения этих изменений в жизнь нам нужна будет широкая поддержка депутатов и общественности", - писала министр финансов в своей колонке на "Украинской правде". По словам Яресько, "обрезание" планируют делать за счет сокращения госаппарата, повышения эффективности социальных расходов, а также реформ в сфере здравоохранения (перехода на финансирование непосредственно медицинских услуг, а не койко-мест и больниц). Очевидно, все эти новации будут прописаны в следующих законопроектах, которые правительство вскоре внесет в парламент.
Если этого ресурса не хватит, кассовые разрывы доверят латать фискалам. "Формальная ставка не является абсолютным критерием для наполняемости бюджета. Налоговая руководствуется поставленным планом, и любыми способами достигает поставленной цели. Поэтому за снижением ставок может последовать усиление давления ГФС, которая путем переговоров с крупными плательщиками, оспаривания операций, наложения штрафов и задержек с возмещением НДС не допустит снижения поступлений в бюджет, а будет их реализовывать в запланированном объеме независимо от формальных ставок", - допускает Юрий Федчишин.
Впрочем, далеко не факт, что депутаты согласятся с предложением Минфина, и проголосуют за его налоговую реформу. Конфронтация между профильным парламентским комитетом и финансовым ведомством была вынесена на публику еще в процессе подготовки законопроектов и может завести ситуацию в тупик. "Скорее всего, проект госбюджета готовился с учетом положений подготовленной Минфином налоговой реформы, предусмотренных в ней новых ставок и налоговой базы. Если депутаты не поддержат реформу, стране придется какое-то время жить по бюджету прошлого года. Для Украины это не впрервые. Правда, в этом случае мы рискуем отсрочкой очередного транша от МВФ", - говорит заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.