Брюссель и много диких обезьян. Как европейцы продолжают дразнить Трампа
После 20 лет переговоров Евросоюз заключил крупнейшее торговое соглашение в своей истории: он договорился со странами Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) о зоне свободной торговли. Благодаря соглашению, которое, в частности, отменит множество тарифов на экспорт из ЕС в страны МЕРКОСУР и наоборот, европейские компании смогут экономить 4 млрд евро в год, южноамериканские - примерно столько же.
МЕРКОСУР (Mercado Común del Sur - Mercosur) - торгово-экономический союз Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, основан в 1991 г. По итогам 2018 г. объем экспорта из стран ЕС в страны МЕРКОСУР составил 45 млрд евро, в обратном направлении - 42,6 млрд евро.
Интересный момент: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай должны будут отменить пошлины в течение 10-15 лет, тогда как Евросоюз освободит от сборов импорт из стран блока сразу после вступления соглашения в силу.
Суть договоренности в том, что 28 стран ЕС согласились приоткрыть границы для южноамериканского мяса и сахара в обмен на возможность беспошлинно поставлять в Южную Америку автомобили, лекарства, вино и сыр. Переговорщики пошли даже дальше и, помимо обнуления пошлин в торговле товарами - сельскохозяйственными и промышленными, - договорились снять часть нетарифных ограничений для сектора услуг, включая государственные закупки, санитарные нормы, авторские права. Сейчас из-за этих ограничений торговля услугами между сторонами соглашения втрое меньше, чем товарами.
Теперь предстоит убедить парламенты каждой страны-участницы ратифицировать сделку. Тогда через несколько лет она постепенно вступит в силу, и на карте появится зона свободной торговли с общим населением более 770 млн человек и совокупным ВВП в $21 трлн - это четверть всей мировой экономики.
Интересно, что для стран МЕРКОСУР крупнейшим торговым партнером является не Китай и не США, а именно ЕС, на который приходится 21% всей внешней торговли блока. Теперь, помимо упрощения торговли, государства МЕРКОСУР рассчитывают на рост европейских инвестиций. Скажем, аргентинский президент Маурисио Макри не раз отмечал, что видит в этом одну из важнейших задач соглашения.
Но торжественное подписание и банкет еще не означают, что беспошлинные немецкие BMW доедут до Патагонии, а бразильская говядина завалит немецкие супермаркеты. Ратифицировать сделку придется новым Европарламенту и Еврокомиссии, для чего необходимо будет договориться с недовольными, прежде всего с фермерами Франции, Германии и особенно Ирландии.
В свою очередь, на противоположном конце света сделке угрожает подъем левого популизма. Прежде всего в Аргентине, где в октябре на президентских выборах сторонник открытой экономики Макри рискует уступить власть противникам торгового соглашения с ЕС. Заметим, что Бразилия и Аргентина вообще неохотно допускают чужаков на свои рынки, и соглашение с ЕС стало своего рода исключением.
Но сильный сторонник соглашения с европейцами - новый президент Бразилии Жаир Болсонару, выступающий с крайне либеральной экономической программой. "Исторический момент! Одно из важнейших торговых соглашений всех времен принесет огромную пользу нашей экономике. Великий день!", - написал он в Twitter. Его надежды в первую очередь связаны с готовностью Европы приоткрыть самый защищенный товарный рынок - сельскохозяйственный. ЕС пообещал латиноамериканцам выделить квоты на говядину, мясо птицы и сахар.
В ответ страны МЕРКОСУР отменят импортные тарифы на продукцию европейской промышленности, которые сейчас составляют от 14 до 20% на химикаты, промышленное оборудование и лекарства и 35% - на автомобили, одежду и обувь. И вдобавок разрешат беспошлинный ввоз вина, кондитерской продукции, крепкого алкоголя и сыров, которые сейчас облагаются по ставкам от 20 до 35%. Попутно южноамериканцы запретят местным производителям называть свой сыр, например, пармезаном, а ветчину - пармской.
За последние почти двадцать лет переговоры то интенсифицировались, то оказывались в тупике. На протяжении всего переговорного процесса одним из ключевых противоречий было сельское хозяйство. Страны МЕРКОСУР - крупные агропроизводители. Для европейцев латиноамериканские продовольственные амбиции - большая проблема, учитывая негативное отношение фермеров в Старом Свете к открытию рынков для внешних игроков. Европейской бюрократии регулярно приходится иметь дело с недовольством аграриев, которые опасаются не выдержать конкуренции с более дешевыми и массовыми товарами извне.
За последние пять лет ЕС заключил полтора десятка торговых соглашений, включая эпохальные сделки с Канадой и Японией, а теперь и с четырьмя странами, объединенными в организацию общего рынка Южной Америки. Такая самостоятельность европейцев вызывает негативную реакцию в Белом доме: ведь там, наоборот, - то с Китаем торговую войну начнут, то с Канадой и Мексикой...
Неудивительно, что американский президент все чаще публично рассуждает о поводах, которые бы позволили наложить американские санкции на Евросоюз. Например, он предлагает установить пошлины на товары из ЕС на сумму примерно $4 млрд в качестве ответной меры на субсидирование Евросоюзом своей авиапромышленности. А в апреле торговое ведомство США уже предлагало ввести пошлины на товары из ЕС на $21 млрд.
Другой формальный повод ввести санкции против европейцев - запуск платежной системы INSTEX для проведения финансовых операций с Ираном в обход санкций США.
А еще это, к сожалению, не лучшая новость для Украины. МЕРКОСУР предлагает европейскому рынку такие товары, как сахар, этиловый спирт, апельсиновый сок, мясо (говядина и курятина), биодизель, рис, пшеница. То есть многое из того, что продает в ЕС и Украина. Более того, это то, благодаря чему наша страна недавно вошла в тройку крупнейших поставщиков агропродукции в Евросоюз.
При этом у стран Латинской Америки себестоимость аграрного производства ниже, чем у Украины. До сих пор наши агропроизводители выигрывали за счет исключительно удобной логистики при поставках в Евросоюз, но отмена таможенных пошлин теперь может дать фору странам МЕРКОСУР.