На всех не хватит. Таяние льдов провоцирует войну за сокровища Арктики

Мечты об огромных сырьевых запасах Арктики кружат голову не только русским, но и китайцам
Фото: gazprom-neft.ru

Три из четырех арктических нефтегазовых месторождений, где норвежская Statoil провела бурение в этом году, оказались коммерчески бесплодными. В последние дни августа компания объявила о неудаче на оспариваемом Россией месторождении Корпфьелл, расположенном в самой северной части территориальных вод Норвегии. Вместо разведанных 250 млн барр. нефти Корпфьелл способен дать максимум 75 млн барр. и 12 млрд куб. м газа. Этого слишком мало, чтобы считать дальнейшую добычу коммерчески выгодной, и норвежцы решили на время закрыть проект. В 2018 г. Statoil сделает еще одну попытку пробурить скважину на Корпфьелл в надежде обнаружить что-либо более обнадеживающее.

По разным оценкам, Арктика хранит до 25% от всех разведанных нефтяных и газовых резервов планеты.

 Согласно опубликованному в 2015 г. исследованию Стэндфордского Университета неразведанные запасы внутри арктического круга составляют 90 млрд барр. нефти, 17 трлн куб. м газа и 44 млрд барр. углеводородов для производства сжиженного газа. Для сравнения: Китай - вторая крупнейшая экономика в мире - ежедневно потребляет 12 млн т переработанной нефти и, соответственно, арктических запасов должно хватить, чтобы обеспечить китайцев нефтью на 20 лет.

Нефтегазовый потенциал Арктики отлично выглядит на бумаге, но на практике добывающие компании пока еще не нашли обещанные учеными залежи. Неудачи Statoilс с попытками обнаружить месторождение, коммерчески обоснованное для бурения, - типичная ситуация последних десятилетий для большинства добытчиков, пытающихся освоить Арктику. В период 70-80-х в североамериканской арктической зоне было пробурено 176 скважин, все они впоследствии были закрыты или заморожены, так как объемы нефти и газа оказались недостаточными, чтобы продолжать добычу. Последнюю отчаянную попытку освоить арктические воды Аляски предприняла Shell. В сентябре 2015 г., после нескольких лет экспериментов с применением различных видов бурения, компания решила уйти в связи с "разочаровывающими объёмами нефти и газа в регионе". Изначально Shell надеялась найти 1,9 млрд барр. нефти и 19,8 трлн кубометров газа, как было обещано геологоразведкой.

Норвегия идет ва-банк

Ученые не могут так нагло врать, а добытчикам просто пока не очень везло - так утешают себя компании и правительства. Вопреки неутешительным результатам, правительство Норвегии только в прошлом году выдало 56 лицензий 36 компаниям на бурение и добычу в своих арктических водах. Та же Statoil планирует инвестировать $6 млрд в разработку месторождения Кастберг, где, по некоторым оценкам, находится 650 млн барр. углеводородов в нефтяном эквиваленте.

Сегодня удача норвежцам нужна, как никогда: они поставили на кон репутацию страны как экологически чистого государства ради потенциальной возможности заработать миллиарды долларов на росте спроса на газ в Западной Европе, где сохраняется тренд на полное замещение угля как сырья для выработки электроэнергии. В частности, весной 2018 г. Великобритания проведет "день без угля", то есть в стране не будет произведено ни одного киловатта электроэнергии за счет угольной генерации.

Альтернатива углю - это природный газ, и именно норвежцы хотят первыми заполнить британскую газовую нишу. Норвежский газ также потребуется Нидерландам и Дании, сворачивающим собственную добычу в Северном море.

По оценкам природоохранной организации The Friends of Earth, если Норвегии удастся в полной мере реализовать свои добывающие проекты в Арктике, то это прямым и косвенным образом привет к дополнительным выбросам в атмосферу 12 гигатонн (Гт) СО2 в следующие 50 лет (1 Гт равна 109 т). И это делает страна, которая обещала к 2020 г. избавиться от отапливания домов ископаемыми энергоресурсами, а к 2030-му объявить себя "экологически нейтральной".

Глобальное потепление - как благо

Ирония состоит в том, что именно глобальное потепление и, как результат, таяние арктических льдов открывают новые возможности для коммерчески выгодного бурения. Самые богатые месторождения Арктики находятся под ее ледяным покровом, что до сих пор делало невозможным ни добычу, ни транспортировку. По прогнозам Межправительственной группы по изменениям климата (IPCC), опубликованным еще 10 лет назад, только к 2030 г. арктические морские маршруты перестанут замерзать в летний период. Но день освобождения Арктики ото льда может наступить гораздо раньше, что продемонстрировал российский танкер, обогнувший в августе без сопровождения ледокола Евразию по водам Ледовитого Океана.

Начало полномасштабного коммерческого освоения Арктики ближе, чем предсказывали ученые, и правительства десятка стран пытаются успеть закрепить за собой право на владение северными территориями. В 2007 г. Россия водрузила национальный флаг на дне Ледовитого Океана прямо под Северным Полюсом, заявив, таким образом, свою претензию на все арктическое пространство.

Смелый и бессмысленный поступок русских не перекроил карту распределения региона между так называемыми странами "Арктической Пятерки", куда входят Канада, США, Норвегия, Дания и Россия.

До сих про Арктика делиться по принципу географической близости к территории страны. Подобное распределение территории изживает себя по мере того, как все больше стран заявляют о своих претензиях откусить долю от арктического пирога.

Арктический Китай

С 2013 г. Арктический совет - международный форум, созданный по инициативе Финляндии в 1996 г. для координации действий по защите уникальной природы северной полярной зоны, расширился за счет стран, не имеющих прямого географического контакта с Арктикой. Речь идет об Индии, Италии, Сингапуре, Китае и Японии.

Китай активно демонстрирует свои амбиции, настоятельно требуя равноправного статуса со странами "Арктической Пятерки". Пекин называет себя "приарктическим государством", осознавая, впрочем, что подробное самопровосглашение вряд ли даст желаемый результат. Китай попробовал попасть в Заполярье обходным путем. Уже дважды правительство Исландии ответило отказом на предложение китайцев купить в прибрежной части острова ферму площадью в 200 кв. км. Официально инвесторы из Поднебесной заявляли о строительстве гольф-клуба. Но в Рейкьявике подозревают, что вместо курорта будет построен порт для китайских арктических судов.

Вступление Дональда Трампа в должность президента США также меняет политические течения вокруг Северного полюса. Одним из первых шагов Трампа на посту презента была отмена запрета на бурение в Арктике. Теперь американским компаниям формально ничего не мешает начать добычу за арктическим кругом.

Подобная вольность не понравилась Канаде, ожидающей активизации судоходства через Северно-Западный Проход (СЗП) - морской путь через Северный Ледовитый океан, проходящий сквозь Канадский Арктический архипелаг. Американцы считают Проход нейтральными водами, но Канада, согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву, имеет юридическое основание считать проход своими территориальными водами, так как СЗП находится в непосредственной близости от материковой части страны. 

К открытому конфликту между Оттавой и Вашингтоном трактовка международного многостороннего договора пока не привела, но "осадочек" образовался.

Не спит и Путин: таяние арктических льдов предоставляет возможность России расширять сеть арктических баз - как коммерческих, так и военных. Базы - отличный аргумент заявлять о правах на Арктику. Более того, в Кремле подозревают, что Трамп не просто так разрешил бурение в Артике: США будут строить там военные базы, хотя формально Вашингтон отрицает намерение милитаризировать заполярную зону.

Международные отношения в Арктике регулирует Конвенция по морскому праву. Но это слишком общий документ для такого уникального региона. Он не учитывает тех реальностей, которые возникнут при климатических изменениях и активизации бурения. О новом договоре пока речь не идет: его согласование имеет больше шансов перерасти в новую холодную войну, чем создать справедливые и приемлемые для всех заинтересованных сторон условия безопасного и мирного освоения Арктики.