Больше не галопом. Стоит ли радоваться инфляции в 9,8%
Прежде всего определимся с терминами. Речь идет об опубликованном на Госстате индексе потребительских цен (ИПЦ) за 2019 г., в нем учитывается повышение стоимости не всей продукции, а лишь товаров и услуг, которые, согласно анализу государственных статистов, нужны людям для жизни (не путать с более "худой" потребительской корзиной, где нет даже плит и мобилок). Причем больший вес при расчете индекса имеют самые ходовые товары согласно структуре расходов населения.
Меряем и перемеряем
В целом для определения потребительской инфляции в Украине отслеживают динамику цен на 328 товаров и услуг. Они собраны в такие группы:
Зміни споживчих цін на товари та послуги, %
И что мы здесь видим? Ответ, почему потребительская инфляция не перешагнула 10%-ный барьер. В первую очередь, благодаря ценам на горячую воду и отопление: за 12 месяцев они возросли всего на 5,2%, хотя уже в январе, то есть с текущего месяца, эти тарифы взлетят почти на 20% в связи с подорожанием газа для населения в ноябре прошлого года. Если бы сразу подняли цены на горячую воду и отопление - то ИПЦ никак не удержался бы в однозначных числах.
Более того, это очень "подвижный" показатель, который можно перемерять почти как угодно. Скажем, указанные 9,8% - это индекс потребительских цен в декабре прошлого года к декабрю позапрошлого. А можно сравнить аналогичные периоды (январь-декабрь) прошлого и позапрошлого годов - тогда выйдет 10,7%. Если же рассчитать ИПЦ для периода с ноября по ноябрь - получится 10,9%. А можно будет сравнить прирост цен в январе этого года по отношению к январю 2018-го - и тогда, по всей видимости, инфляция "неожиданно" ускорится, поскольку уже вступят в действие указанные тарифы.
Теперь посмотрим издали: насколько высокой в мировом масштабе считается 9,8%-ная инфляция? Очень. Не более двух десятков стран сейчас имеют индекс потребительских цен выше, чем в Украине, и это, за несколькими исключениями, самые отсталые в экономическом плане общества.
К тому же 10% ИПЦ стали не только психологической чертой, а и теоретической красной лентой - после нее принято говорить о галопирующей инфляции. Так вот и победа: мы только что по итогам года ее укротили. Проблема в том, что галопирующая инфляция никуда не ускакала и только и ждет тарифного толчка в этом месяце.
Жесткий позитив
Тем не менее НБУ весь в позитиве - прогнозирует ИПЦ по итогам 2019 г. на уровне 6% ±2, а 2020-го - 5%. Впрочем, это мало о чем говорит, ведь регулятор постоянно отодвигает светлое будущее: еще осенью он ставил целью 5%-ную инфляцию в этом году. И объясняют в НБУ ошибки в своих прогнозах как раз ростом административно регулируемых цен и тарифов (вместе с увеличением производственных затрат из-за повышения зарплат и некоторых других факторов, таких как рост цен на нефть большую часть года).
Правительство реалистичнее сверстало бюджет-2019 с учетом 7,4%-ной инфляции. В МВФ тоже считают, что цены на потребительском рынке Украины вырастут за предстоящий год на 7%. На чем основаны такие прогнозы?
Считается, что главным сдерживающим механизмом инфляции будет продолжение жесткой денежно-кредитной политики Нацбанка, которая проявляется прежде всего в удержании учетной ставки на высоком уровне (в прошлом году она повысилась с 14,5% до 18%). Соответственно, деньги становятся дороже и усиливается стимул делать сбережения, а также снижается деловая активность (опять-таки из-за высоких ставок по кредитам). Все это приводит к замедлению внутреннего спроса и частично сдерживает цены.
Но следует помнить, что жесткая денежная политика негативно влияет на производство, ведь для инвестиций нужны дешевые кредиты. И усмиряя инфляцию, мы сдерживаем темпы роста ВВП.
И еще пару слов об инфляции. Госстат измеряет цены не только на несколько сотен товаров и услуг для потребления, а и на все, что производится в стране и затем формирует валовой внутренний продукт. Этот индекс так и называется - дефлятор ВВП (поскольку, чтобы понять реальные объемы выработки, общую стоимость произведенного нужно уменьшить на инфляцию). А он у нас превышает 15%. Правда, и у данного индекса есть важные ограничения: прежде всего, по понятным причинам, для расчета не берутся импортные товары, зато есть производственные, стоимость которых, конечно, влияет на покупательную способность населения, но не сразу и не прямо.
Словом, нет идеальных оценок, но, чтобы решить уравнение, нужно видеть не одно число.