Больше моют или лучше ищут? Откуда в мире $2 трлн отмытых денег

Управление ООН по наркотикам и преступности насчитало $2 трлн, отмытых в 2018 г. Деньги легализуются через международную торговлю, криптовалюты и банковский сектор
Фото: Getty Images

Каждая пятая экспортно-импортная торговая операция в Украине имеет признаки сделки по отмыванию денег. Это не так много, как может показаться на первый взгляд. В среднем в мире 18% международных торговых сделок классифицируются американской неправительственной организацией Global Financial Integrity (GFI) как "незаконные финансовые операции". GFI с 2004 г. изучает торговые контракты, пытаясь вычислить те из них, которые прикрывают потоки грязных денег. Анализируются сделки между торговыми агентами из 148 развивающихся стран и развитым экономическим миром. Например, манипуляции с таможенными декларациями, как, например, несоответствие реальной и задекларированной стоимости товара или использование неверного кода товара, позволяют грязным деньгам из третьего мира попадать в банковские системы развитых стран.

Как считают грязные деньги

Большинство сомнительных торговых операций связаны с желанием компаний сэкономить на импортных пошлинах и налогах. Но маленькие лазейки открывают наркокартелям, торговцам людьми и террористическим организациям канал для отмывания денег. Например, экспортируя из США подержанные автомобили по завышенной цене, мексиканские наркокартели отмывают деньги через американские банки.

Анализ торговых операций позволяет определить страны, где перекосы слишком очевидны. На сегодняшний день в зоне риска находятся Сьерра-Леоне (39% международных торговых операций GFI классифицирует как подозрительные), Грузия (34%), Ботсвана (31%) и др. Есть в списке и вполне благополучные европейские страны: Польша (под подозрением экспорт на сумму $3,1 млрд), Турция ($8,4 млрд), Венгрия ($6,5 млрд). По импорту: Казахстан ($16,5 млрд), Беларусь ($6,1 млрд). Что касается Украины, то по итогу 2015 г. из $24,7 млрд торгового оборота с развитыми странами под подозрение попали сделки на сумму $6,3 млрд.

В глобальном масштабе сумма сомнительных торговых операций, по обновленным данным GFI, опубликованным в январе 2019 г., составляет $1,1 трлн. Это в три раза больше, чем каких-нибудь 10 лет назад. Скачек показателя связан как с увеличением объема мировой торговли, так и с усовершенствованием методов обнаружения каналов грязных денег. Чем тщательнее ищут, тем больше находят, и чем больше организаций вовлечено в процесс, тем эффективнее результат. Мировую торговлю на предмет обнаружения "черных дыр" по отмыванию денег мониторят как неправительственные организации, так и глобальные: МВФ (Direction on Trade),ООН (Comtrade) и др.

После публикации в 2016 г. "панамских документов" эффективность борьбы против отмывания денег повысилась на порядок, чему есть достаточно прямых и косвенных задокументированных доказательств. К примеру, британская National Crime Agency сообщила в начале февраля, что в 2018 г. агентству удалось обнаружить на 10% больше случаев подозрительных финансовых сделок, связанных с отмыванием денег, чем годом ранее. Всего под подозрение попали 463 тыс. операций, 20 тыс. из них привели к санкциям и аресту 40 человек. Еще один пример из мира криптовалют: если в 2017 г. было зафиксировано сделок, связанных с отмыванием только через Etherium на сумму $17 млн, то в 2018-м — на $36 млн, согласно отчету мониторинговой компании Chainalysis.

Банковский позор

Но наиболее громкие дела вскрылись в банковском секторе. Прошедший год стал самым урожайным в разоблачении потоков грязных денег через глобальную банковскую систему. И что характерно: в неправомерной деятельности были уличены крупнейшие банки мира. В символическую десятку наиболее резонансных скандалов, связанных с отмыванием денег, попали такие имена, как UBS, ING, Deutsche Bank, Goldman Sachs, Radobank.

Швейцарский UBS в декабре 2018 г. оштрафован на $15 млн американской комиссией по ценным бумагам за то, что в 2011–2013 гг. через филиал в Сан-Диего было переведено $9 млрд на сомнительные счета в Мексике, Панаме и Венесуэле. Голландский Radobank в феврале прошлого года согласился добровольно заплатить штраф в $369 млн, когда вскрылись факты приема калифорнийским отделением сотен миллионов наличных, завезенных из Мексики.

За сомнительные операции с наличностью оштрафован на $534 млн крупнейший австралийский банк Commonwealth Bank of Australia (CBA). Банк то ли по ошибке, то ли специально позволял анонимно принимать наличку в неограниченном количестве через электронные бокс-терминалы. Система позволяла обходить регуляторное требование сообщать о сделке свыше $10 тыс. австралийских долларов, сохраняла анонимность отправителя, а деньги неизвестного происхождения попадали на легальный счет в банке. Боксы работали в таком режиме в 2012–2015 гг., пока австралийскому финансовому надзору (AUSTRAC) не удалось доказать факты отмывания денег на сумму $75 млн четырьмя криминальными группами.

За старые грехи поплатился ING. В сентябре голландский банк заплатил штраф в $900 млн за то, что в 2010–2016 гг. обслуживал счета компаний, которые оказались причастны к скандалу о взятке в $55 млн дочери президента Узбекистана от российской компании "ВымпелКом". Это уже второй крупный штраф, выплаченный ING из-за подобных обвинений. Первый в 2012 г. на сумму $619 млн банк заплатил за обслуживание счетов кубинских и иранских клиентов через американские филиалы.

Самый крупный штраф в истории придется заплатить датскому Danske Bank: $9 млрд только в США. Окончательная сумма штрафа и полный набор санкций против банка будут объявлены в ближайшие месяцы, когда закончится расследование по отмыванию $235 млрд через эстонский филиал Danske в 2007–2015 гг. На данном этапе филиал уже закрыт, председатель правления Danske ушел в отставку и дает показания, десять руководителей высшего звена арестованы. Правительство Дании ведет переговоры со службами финансового надзора США и ЕС, умоляя не отбирать у банка лицензию, поскольку он является системообразующим для финансовой системы страны.

Закручивание гаек

Скандал с Danske поставил вопрос об эффективности финансового надзора в Евросоюзе. Раз были вскрыты такие крупные каналы по отмыванию денег, значит, система надзора эффективна и может быть еще более эффективной, считают в Европейской банковской организации (ЕВА). С 2015 г. в ЕС провели две реформы законов и правил по противодействию отмыванию денег. Один из последних крупных законодательных пакетов был одобрен в апреле 2018 г. и вступит в силу во всех странах Евросоюза с 2020 г. В нем сделан акцент на ужесточении правил отчетности банков перед контролирующими органами.

Ситуация с Danske заставила европейские власти пойти еще дальше. В декабре прошлого года Совет Европы одобрил дополнения к существующим правилам, согласно которым ЕВА получит право отбирать лицензии у европейских банков, не учитывая позицию национальных органов надзора. Этой функции организации не хватало, когда в феврале 2018 г. ликвидировался латвийский банк ABLV, обвиненный американским министерством финансов в отмывании российских денег. Латвийские власти, несмотря на давление со стороны ЕС, на неделю отсрочили ликвидацию банка, что позволило части клиентов замести следы и вывести деньги со счетов.

В прошлом году ЕВА удалось забрать лицензию только у мальтийского Pilatus Bank, и опять же не без рекомендаций со стороны США. Владелец банка, иранец по происхождению, организовал схему обхода американских санкций против Ирана. Через банк прошли $115 млн из Венесуэлы на счета иранских компаний. Мальтийскую журналистку Дафну Каруану Галицию, расследовавшую незаконные операции Pilatus Bank, взорвали в ее же автомобиле в октябре 2017 г.

Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) в апреле этого года представит новый свод рекомендаций по адаптации существующих правил мониторинга подозрительных финансовых потоков. Акцент будет сделан на регулирование рынка криптовалют как наиболее непрозрачного с точки зрения возможностей по отмыванию денег. Документ будет представлен в Вашингтоне в день празднования 30-летия с момента основания FATF. В соответствии с резолюцией Совбеза ООН от 2005 г. рекомендации FATF являются обязательными стандартами для выполнения государствами — членами ООН, в том числе и Украиной. Последний отчет FATF по Украине был опубликован в декабре 2017 г. Основной его вывод: Украина добилась результатов в борьбе с отмыванием денег, но есть еще над чем работать.