Богдан Данилишин: Реальный ВВП в 2021 году вырос всего на 3,2%, что не компенсирует падение в 2020 году

Потребительские цены в январе выросли на 1,3% по сравнению с декабрем 2021 года, а в годовом измерении индекс инфляции остался без изменений — 10,0%

Богдан Данилишин: Реальный ВВП в 2021 году вырос всего на 3,2%, что не компенсирует падение в 2020 году
Богдан Данилишин

Об этом сказал академик НАН, Глава Совета НБУ Богдан Данилишин в своем комментарии относительно инфляции (январь 2022 г.) для Деловой столицы. 

Как отмечает Данилишин, немонетарные факторы продолжают формировать основное инфляционное давление в Украине еще с октября 2020 года. В настоящее время на немонетарные факторы приходится около 2/3 общего роста индекса инфляции.

"Глобальными немонетарными шоками инфляции в Украине были рост стоимости энергоносителей, волатильность мировых цен на отдельные сырьевые товары, эпидемиологические потери. Кроме указанных глобальных факторов, в Украине дополнительно действуют еще такие немонетарные проинфляционные факторы, как продолжение тарифных реформ в энергетике и военно-политические угрозы, — говорит Богдан Данилишин. — В результате абсорбирования структурных шоков экономические агенты несут дополнительные потери и вынуждены повышать цены или оптимизировать структуру затрат:

  • рост цен производителей промышленной продукции, реализованной в пределах территории Украины за год составил 74%, в т. ч. услуги электро-, газо- и теплоснабжения подорожали в 2,9 раза, стоимость сырой нефти и природного газа – в 1,8 раза, каменного угля – в 2,5 раза;
  • удорожание энергоносителей особенно отразилось на росте стоимости товаров и услуг с высокой энергоемкостью производства. За год услуги газоснабжения выросли в цене на 21%, автомобильное топливо – на 27%, транспортные услуги – на 18%;
  • рост мировых цен на отдельные сырьевые сельскохозяйственные товары отразился на стоимости продуктов питания в потребительской корзине украинцев. Например, стоимость сахара за год выросла на 23%, подсолнечного масла – на 34%, хлеба – на 20%.

В то же время, эффекты спроса в Украине не оказывали чрезмерного влияния на инфляционные процессы:

  • по предварительным оценкам реальный ВВП в 2021 году вырос всего на 3,2%, что не компенсирует падение 2020 года (-3,8%) и значительно ниже соответствующих показателей в соседних странах Восточной Европы;
  • рост текущих доходов населения (заработных плат, пенсий, других денежных трансфертов) был меньше роста неотложных потребительских расходов. Для покрытия необходимых расходов население активно тратило накопленные в предыдущие годы сбережения, их сокращение в прошлом году достигло 90 млрд. грн. (2,4% ВВП), в т.ч. в части иностранной валюты – 1,6 млрд. долл;
  • покупательная способность доходов населения Украины остается самой низкой в ​​Европе (оценка МВФ);
  • только около 10% ВВП приходится на инвестиции, что критически мало по сравнению с другими развивающимися странами (25% ВВП). Это угнетает процесс создания новых рабочих мест в экономике и ее производительность.

Для борьбы с инфляцией учетная ставка была повышена на 400 б.п. Однако влияние удорожания стоимости денег на инфляцию в национальной экономике ограничено из-за слабости механизма монетарной трансмиссии:

  • ·        Банковские депозиты населения составляют всего 20% от частных потребительских расходов, а процентные ставки по депозитам слабо реагируют на изменение ключевой процентной ставки. Реальный (скорректированный на инфляцию) объем депозитов населения за год сократился, отражая ограниченность трансмиссионного эффекта по данному каналу.
  • Работающие кредиты составляют менее 15% ВВП и не играют важную роль в инвестиционных процессах в реальном секторе, где преимущественно используются собственные средства предприятий. Характерно, что, несмотря на повышение процентных ставок, объем кредитования продолжал расти, что отражает слабость трансмиссионного эффекта монетарной политики по этому каналу.
  • Валютный канал процентной политики остается недейственным. Повышение процентных ставок не могло повлиять на настроения нерезидентов и отток их средств из государственных облигаций продолжился и даже усилился. Поскольку потоки иностранной валюты от инвесторов-нерезидентов не реагировали на изменения процентной ставки, то соответственно монетарная трансмиссия по данному каналу отсутствовала.
  • В то же время повышение процентной ставки повлияло на ограничение денежного предложения по каналу государственных облигаций (около 20% ВВП). В 2021 году Правительство смогло позаимствовать на внутреннем рынке лишь 80% от запланированных объемов".

"Таким образом, в условиях, когда рост потребительских цен генерируется преимущественно немонетарными факторами, а экономическое восстановление остается неустойчивым, политика центрального банка должна отражать взвешенный компромисс между целями ценовой стабильности, финансовой стабильности и поддержания экономического роста в соответствии со Статьей 6 Закона Украины "О Национальном банке Украины", — резюмирует Богдан Данилишин. — В свою очередь, дальнейшее развитие основных каналов монетарной трансмиссии необходимо для того, чтобы импульсы монетарной политики могли эффективно влиять на инфляционные процессы".