Богдан Данилишин: Инфляционный всплеск как реакция на военные действия

Комментарий относительно инфляции в Украине в апреле 2022 года

Богдан Данилишин

В условиях войны ценовая стабильность имеет очень важное значение. Но в отличие от мирного времени здесь нужна скоординированная работа Правительства, НБУ, Антимонопольного комитета, местных органов власти.

Потребительские цены в апреле 2022 г. выросли на 3,1% по сравнению с мартом. В годовом исчислении инфляция ускорилась с 13,7% до 16,4%. В апреле 2021 г. месячный индекс потребительских цен составил 0,7%.

С началом войны немонетарные факторы кардинально усилили свое влияние на инфляционную динамику. Обострение проблем безопасности и логистики привело к опережающему росту цен на продукты питания, лекарства, топливо, транспортные услуги. Так, только за март-апрель:

  • продукты питания подорожали на 10,9% (в годовом исчислении +23,1%);
  • фармацевтическая продукция – на 12,2% (в годовом исчислении +16,7%);
  • автомобильное топливо и масла – на 8,2% (в годовом измерении +29,6%);
  • транспортные услуги – на 5,2% (в годовом исчислении +21,9%).

Среди продуктов питания за время войны больше подорожали макаронные изделия (+14,1%), рыба (+12,9%), фрукты (+39,3%), овощи (+25,3%). Однако отдельные товары из-за избыточного производства и логистических экспортных ограничений даже подешевели: яйца (-26,7%).

Весомый вклад в ускорение инфляции внесло передвоенное повышение цен в промышленности, вследствие структурных реформ энергетической сферы и волатильности мировых цен. Так, в феврале годовой рост цен промышленных товаров составил 66%, в т. ч. услуги электро-, газо- и теплоснабжения подорожали в 2,5 раза, стоимость сырой нефти и природного газа – в 2,1 раза, каменного угля. – в 2,3 раза, продуктов нефтепереработки – в 1,6 раза, продукции химической промышленности – в 1,5 раза.

Ускорение инфляции еврозоны и особенно удорожание энергоносителей усиливает импорт инфляции в экономику Украины. По данным НБУ, средняя инфляция у основных торговых партнеров Украины ускорилась с 7% в начале года до 10,5% в апреле 2022 года. В довоенной Украине импорт газа, нефти и продуктов нефтепереработки составлял почти 45% потребностей внутреннего использования. Энергоносители составляли 9% в структуре потребительской корзины населения и 13% в структуре промежуточного потребления экономики.

Агрессия РФ кардинально изменяет ценообразование на рынках Украины. В условиях военной экономики монетарные стимулы не могут изменить потребительские/инвестиционные настроения населения и предприятий, а рыночные инфляционные ожидания просто отсутствуют. Постоянные разрушения объектов критической инфраструктуры (в частности, нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз) ограничивают предложение товаров и усложняют логистику, что усиливает эффекты импорта инфляции, давит на цены.

В результате военных действий разрушается производительный потенциал национальной экономики, снижается и без того низкий уровень доходов населения. Еще до войны по оценкам МВФ уровень доходов украинцев был самым низким в Европе в измерении международных долларов по паритету покупательной способности. Прирост сбережений населения вообще отсутствовал. Во время и после войны совокупный спрос еще долго будет оставаться подавленным и не будет оказывать чрезмерного влияния на инфляционные процессы.

В условиях военной экономики контроль за ценами скорее достигается административными мерами, чем процентной политикой центрального банка. Именно поэтому с начала войны Правительством был введен контроль цен социально значимых товаров, а Национальный банк зафиксировал валютный курс и ввел валютные ограничения, что способствовало снижению девальвационно-инфляционного давления на импортные товары.

Наряду с этим Национальным банком была зафиксирована учетная ставка на уровне 10% годовых, что способствовало предсказуемости денежно-кредитного рынка. Однако дизайн монетарной политики все еще нуждается в усовершенствовании для усиления посреднических функций банковской системы в условиях военной экономики. В данных экономических обстоятельствах политика центрального банка должна быть полностью подчиняться цели поддержки экономики в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О Национальном банке Украины".

Возможность возврата к классическому монетарному режиму инфляционного таргетирования следует рассматривать только после окончания военных действий, восстановления среды безопасности и восстановления рыночных основ функционирования экономической и финансовой системы страны.