• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Блудный капитал. Нацбанк показал грязное белье псевдонерезидентов из Кипра

В НБУ впервые оценили объемы средств, которые выводятся за рубеж, а затем возвращаются в виде инвестиций
Реклама на dsnews.ua

Одной из извечных проблем наших регулятивных органов, в частности НБУ, является колоссальный разрыв между аналитическим блоком и "надстройкой". Совсем недавно, когда аналитическая служба Нацбанка опубликовала данные с новой оценкой прямых иностранных инвестиций (ПИИ), осуществленных в Украину в 2010-2017 годах, мы увидели данные о доле в них средств украинских резидентов. Простыми словами, мы впервые получили четкую информацию, сколько в ПИИ "чужих" денег и "своих". Капиталы украинских резидентов в структуре ПИИ обозначены термином round tripping. Исследование весьма актуальное, а то у нас Кипр занимает верхние строчки по части инвестиций в акционерный капитал украинских компаний, но как-то слабо верится в то, что киприоты столь беззаветно полюбили далекую Украину.

В то же самое время руководство Нацбанка радостно приветствовало движение Украины на пути имплементации стандартов BEPS (механизм по борьбе с размыванием налоговой базы, принятый странами, участницами Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР). Речь идет о том, что во время визита в Лондон и.о. министра финансов Оксаны Маркаровой была подписана многосторонняя конвенция относительно мероприятий, которые относятся к международным соглашениям об избегании двойного налогообложения (многосторонняя конвенция MLI). Хотя ее еще предстоит ратифицировать украинскому парламенту. MLI является одним из обязательных шагов по имплементации стандартов BEPS. Напомним, без хотя бы частичной имплементации данных международных стандартов, которые позволяют обмениваться с международными партнерами налоговой информацией и блокировать отток капиталов в офшоры, Украина рискует оказаться в роли европейской белой вороны. А в Европе лучше быть "как все". Во всяком случае, мы вполне рискуем оказаться среди стран, которые недостаточно борются с уклонением от уплаты налогов.

Как же взаимосвязаны данные две темы: аналитические исследования в области round tripping и радость по поводу подписания MLI?

А все дело в том, что аналитика НБУ весьма четко показала, что ключевым элементом ПИИ в тучные годы с 2010-го по 2013-й были как раз инвестиции своих же резидентов. Всего за период с 2010 по 2017 годы сумма ПИИ составила $35,9 млрд, из них round tripping, то есть инвестиции, где конечным контролирующим инвестором выступил резидент Украины, составили $7,9 млрд, или 22%. Хотя их средний удельный вес в 2010-2013 гг. был значительно выше, в 2014-2015 гг., наоборот, отток капиталов за рубеж, а в 2016-2017 годах приток round tripping возобновился, но на мизерном уровне.

Самые большие финансовые потоки "от своих" пришли в Украину из Кипра, Нидерландов, Швейцарии и Австрии, то есть из тех стран, где сосредоточены ключевые холдинги отечественных ФПГ.

Почему резиденты сперва выводят финансовый поток из Украины, а затем заводят его обратно? Здесь есть несколько причин. Первая - желание защитить титулы собственности. Акции, запакованные в голландский холдинг, не так-то просто отжать или "рейдернуть", как у обычного акционера, который хранит их в Украине на счету депозитарного учреждения. Вторая причина - желание сэкономить на налогах. Экспортируя сырье, наши ФПГ продают его через свои же международные компании, зарегистрированные в низконалоговых зарубежных юрисдикциях. В этом случае часть экспортной выручки остается на счетах таких нерезидентов (до 30%).

Реклама на dsnews.ua

Модель вырисовывается идеальная: в Украине у этих собственников предприятия почти банкроты, выпрашивающие у государства субсидии и дотации вместо уплаты налогов. А за рубежом у них ликвидные компании, обеспечивающие своим владельцам яхты и недвижимость в Лондоне.

Третья причина - это всевозможные валютные ограничения в Украине, где за валютной выручкой охотятся как за рогами молодого марала. В разные времена действовали требования, согласно которым экспортеры обязаны продавать от 50% до 75% экспортной выручки. Если гривня при этом девальвирует, делать это не очень хочется, ведь подождав месяц-другой, можно заработать неплохую курсовую разницу со своих средств на зарубежных счетах. И заплатить с курсовой разницы, например, налоги. Так, вроде, и не жалко. В таком случае для формирования валютной заначки и оперативного управления ею и применяется пресловутое международное структурирование бизнеса. 

В период с 2010 по 2013 годы round tripping накапливались преимущественно в реальном секторе экономики, инвестиции в банки значительно уступали по объему. Зато с 2014-го ситуация кардинально поменялась: "свои" деньги пошли в банки, а из реального сектора преимущественно выводились. С одной стороны, это вполне объяснимо: собственники докапитализировали свои банковские учреждения, чтобы они не ушли под пресс НБУ, а с другой, зная специфику банковской деятельности, прекрасно понимаешь, что это были в основном не живые деньги, а инвестиции-"проводки", когда кредитная задолженность конвертировалась в акционерный капитал. А даже если и были "живые" - они через пару дней уходили на запад по привычным схемам.

Самый высокий удельный вес round tripping (47%) в структуре ПИИ был зафиксирован в 2011-м, а в 2014-2015-м гг. данный показатель мы оцениваем как ноль, потому что этот вид инвестиций составлял отрицательное число. В 2016-м произошел рост до 3%, а в 2017-м до 12%, но это все равно почти в четыре раза меньше, чем семь лет назад.

Если оценивать структуру round tripping, то они состоят из инвестиций в акционерный капитал и кредитов прямого инвестора. В 2011-2012 гг. кредитная форма превалировала над акционерной, но с 2013 по 2016 гг. произошел отток по кредитному финансированию.

Все это говорит о том, что без нахождения взаимовыгодной модели между бизнесом и государством, обеспечить стабильность, в том числе курсовую, будет практически невозможно.

Если государство создает жесткие условия для функционирования внутреннего капитала, то он очень быстро трансформируется в капитал внешний. С соответствующими последствиями для платежного баланса страны и наполнения госбюджета.

Вернется ли он - зависит от целого ряда регулятивных и фискальных факторов. Значит, бизнесу нужно предложить удобную регулятивно-фискальную модель. И государственный сервис, как на западе. Ну или почти как там.

Вместо этого НБУ радуется продвижению сотрудничества Украины по лини BEPS и подписанию соглашения MLI, которое предусматривает координацию международного налогового законодательства, отменяет систему налоговых льгот, уточняет понятия "резидентства" компаний, а также усовершенствует механизм налоговых споров. Одним из ключевых разделов соглашения является норма о том, что все страны-участники должны руководствоваться понятием "деловой цели". Данный принцип гласит о том, что если транзакция была обусловлена не реальной деловой целью, а оптимизацией финансовых потоков, то она выводится из режима льготного налогообложения и не может быть защищена соответствующими нормами международного соглашения. Допустивший подобное нарушение субъект бизнеса подлежит налогообложению по максимальным ставкам в месте своего резидентства.

Даная норма, как и другие разделы BEPS является весьма важной и полезной для любой экономики, за исключением офшоров, ведь в таком случае налоги платятся там, где они зарабатываются.

Украина, применив эти стандарты могла бы за несколько лет сократить размер теневой экономики на 10-15%, с соответствующим ростом ВВП и доходов бюджета. В абсолютных цифрах - это плюс 450 млрд грн валового продукта и 150 млрд грн доходов бюджета.

Ну а платежный баланс страны смог бы пополнится валютной выручкой на сумму до $10 млрд в год и существенно выровнять наш дефицит счета текущих операций (торговый баланс).

Но для того, чтобы эти нормы сработали, лошадь нужно ставить впереди телеги, а не наоборот. Вначале необходимо провести дерегуляцию государственного управления, поступательно снять валютные ограничения, предложить бизнесу эффективную фискальную модель, надежно защитить его права инвестора на активы и предоставить качественный сервис, в первую очередь в системе учетов титулов собственности и судебной сфере. А уже затем предъявлять счет за все это "великолепие" в виде стандартов BEPS. А иначе бизнес по привычке "уйдет на север", как известный персонаж из "Маугли", и поток ПИИ в страну опять сократится до уровня жалкого ручейка. Доказано 2014-2016 годами. И никакие чистокровные "нерезиденты" наш платежный баланс не спасут. Аналитики НБУ это уже давно поняли.

    Реклама на dsnews.ua