Бестолковая система учета, в том числе в Интернете, дает толчок к увеличению серого и черного импорта, - эксперты

Об этом завил заместитель главы профильного комитета парламента Александр Ковальчук во время обсуждения новых данных объемов контрабанды и серого импорта

Оборот схемы "Контрабанда и серый импорт" составляет 226-320 млрд грн. в год

Данные исследования Института социально-экономической трансформации, представленного на Форуме "Диалог гражданского общества, бизнеса и власти", показывают: оборот схемы "Контрабанда и серый импорт" составляет 226-320 млрд грн. в год, при этом в прошлом году обороты были не намного меньше – 209-311 млрд. грн. в год.

Одной из главных причин существования контрабанды в Украине по мнению Александра Ковальчука, заместителя главы Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, является спрос на серые и черные товары, а те, кто работает в этом сегменте, всегда найдут путь и способ обеспечить огромное количество необходимого для рынка нелегального товара. Одним из инструментов борьбы с нелегальным импортом заместитель главы Комитета видит фискализацию продаж: "Несмотря на то что есть много людей и в моем округе среди избирателей, среди бизнесменов, ассоциаций, которые были против РРО, но со временем я стал сторонником и поддержал Данила Гетманцева в ведении РРО, потому что четко понял, что это один из инструментов, который уменьшает спрос на "серое" и "черное". По оценкам экспертов, сегодня наш рынок онлайн продаж достигает двух с половиной триллионов гривен и бестолковая система, которой мы сейчас учитываем продажи вообще, в том числе и в Интернете, дает огромный толчок к увеличению серого и черного импорта. Реализация продукции без применения РРО становится намного проще и легко используется для того, чтобы реализовать всю ту продукцию. Поэтому мы пришли к тому, что РРО — это один из инструментов, который уменьшит спрос на серое и черное", — отметил Ковальчук. Он также обратил внимание, что стоит говорить и о контроле продаж или более прозрачных продажах в интернете, на интернет-сайтах, маркетплейсах, поскольку сегодня нет ответа на вопрос, как учитываются и налогооблагаются продажи в интернете. "Мы понимаем, что это большая территория, на которой продается серое и черное. Так что есть спрос, есть и предложение", — считает Ковальчук.

На большие объемы "серого импорта" отреагировали и представители бизнеса. Генеральный директор Ассоциации "Украинские импортеры бытовой электроники" София Арасланова, отметила, что при таком объеме нелегального товара "белый" импортер автоматически становится неконкурентным, спрос на его товар падает, а внутренний рынок заполняется нелегальным товаром. Получается замкнутый круг: на границе, при сохранении существующих схем, налогов от официального импорта становится меньше, а внутри страны контроля за продажами нет. "Я, как представитель отрасли бытовой техники и электроники, могу сказать, что системного контроля нет и могу подтвердить слова коллег, что у нас на рынке до сих пор работают конгломераты псевдо-ФОПов. Опыт развитых экономик нам показывает, что существуют критерии, которые позволяют отделить реальный малый бизнес, работающий для роста и становления, от крупного бизнеса, который минимизирует налоги через льготные системы налогообложения. Такие критерии позволяют выявлять злоупотребления, пресекать и налогооблагать как один единый субъект хозяйствования такие ФОПо-фермы, использующие упрощенные системы налогообложения, созданные для малых. Такие критерии разработала и к обсуждению предлагает Киевская Школа Экономики на основе международного опыта", — отметила Арасланова.

Аналитическая работа КШЭ "Инструменты предупреждения злоупотребления упрощенной системы налогообложения в Украине. Международный опыт и рекомендации" рассматривает ряд критериев, существующих в налоговых практиках экономически развитых стран, которые позволят установить связанность субъектов хозяйственной деятельности и пресечь искусственное дробление.