Союз России и Беларуси. Чем он угрожает экономике Украины
Путин и Лукашенко согласовали 28 программ по экономической интеграции в рамках Союзного государства двух стран. То есть торговлей между Минском и Киевом будут управлять из Москвы
(Не)дружественное поглощение
Президент России Владимир Путин продолжает методично додавливать считающего себя президентом Беларуси Александра Лукашенко в сторону слияния двух стран. После встречи в Москве вечером 9 сентября Путин заявил, что согласованы все 28 программ по экономической интеграции в рамках Союзного государства (т. н. "дорожных карт"), в том числе об интеграции валютных и платежных систем, единой макроэкономической и денежно-кредитной политике и едином рынке нефти, нефтепродуктов и газа.
Насколько реальны эти договоренности, покажет только время — Александр Лукашенко уже четверть века умело тормозит интеграционные устремления России. Однако Кремль настаивает, так что конкретики договоренностям уже 10 сентября должны были придать члены правительств и эксперты двух стран. Незаконно находящийся во главе Беларуси Александр Лукашенко говорит, что после этого интеграционные программы Союзного государства будут окончательно одобрены на заседании Высшего государственного совета Союзного государства в ноябре.
Сами эти 28 "дорожных карт" по интеграции пока опубликованы в предельно сжатом виде, так что судить об их содержании можно скорее по косвенным данным. Однако понятно, что после их подписания Беларусь утратит значительную часть своего экономического суверенитета — решения по управлению значимыми отраслями белорусской экономики будут приниматься в Москве.
Можно даже сказать, что РФ "покупает" РБ — каждый визит Лукашенко к Путину сопровождается финансовыми влияниями Кремля. Нынешний визит принесет начальнику Беларуси $640 млн российских денег. Но на самом деле самая сильная экономическая поддержка Минска будет сделана через энергоносители. Цена газа в Европе бьет исторические рекорды. Она уже превысила $700 за тыс. куб. м и останавливаться не собирается, ведь впереди отопительный сезон, а "Газпром" прекратил поставки в европейские хранилища и демонстративно отказывается наращивать транзит через Украину. При этом сейчас цена на российский газ для Минска зафиксирована на уровне $128,5 за тысячу "кубов", в том числе на следующий год. Разница между этими двумя величинами и составляет стоимость российской поддержки белорусской экономики.
Как интеграция повлияет на Украину
То, что экономические интересы Украины пострадают из-за потери Беларусью экономического суверенитета, сомневаться не приходится. Мы попробовали посмотреть, какие конкретно направления сотрудничества под угрозой или где возникнут угрозы для украинской экономики.
Первое, что перейдет в Беларуси под московское управление — это транзит. Россияне и не скрывают, что собираются взять под контроль белорусский отрезок газопровода "Ямал — Европа". В самом деле Лукашенко слишком часто шантажировал их ограничением или прекращением газового транзита в ЕС. Полный российский контроль над трубой "Ямал — Европа" будет означать, что "Газпрому" еще проще отказаться от украинского пути транзита газа.
Похожая ситуация и с транзитом нефти. С начала этого года российские нефтяные компании сильно сократили поставки нефти на белорусские НПЗ — Путин тоже умеет играть в шантаж. Поэтому Беларусь начала искать нефть у независимых поставщиков. И как раз 9 сентября, когда Лукашенко уже летел в Москву, произошел интересный казус. А именно:"Белнефтехим" приостановил прокачку российской нефти по трубопроводу "Дружба" в направлении Словакии и Венгрии. Об этом заявил официальный представитель российской "Транснефти" Игорь Демин. По его словам, "до 13 сентября "Белнефтехим" остановил прокачку по магистральному нефтепроводу "Дружба" в направлении на Будковице и Фенешлитке". Напомним, что по данному трубопроводу российская нефть поставляется на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, а также транспортируется через Беларусь, Польшу и Украину в Европу. Официальной реакции от белорусской компании не последовало, но информированные источники уже сообщили, что ситуация связана с приемом Беларусью партии нефтяного сырья по трубопроводу "Одесса-Броды" из Украины. (Судя по всему, речь идет о нефти из Азербайджана — танкер с ней прибыл в Одессу за два дня до того.)
В марте текущего года прокачку нефти по южной ветке "Дружбы" через Беларусь и Украину также приостанавливали на четыре дня из-за поставок на Мозырский НПЗ азербайджанской нефти. Нефтепровод "Дружба" в Беларуси разделяется на две ветки — северную и южную. По первой, следующей от Мозыря до Бреста, нефть идет в Польшу, а затем в Германию. По южной ветке она прокачивается по территории Украины, Польши, Чехии, Словакии и Венгрии.
Понятно, что после перехода "Дружбы" под российский контроль такие ситуации станут невозможны, а Украина лишится заработка на транзите нефти в Беларусь.
Но еще хуже будет, когда белорусские НПЗ перейдут под полное российское управление. Это будет означать, что Москва в любой момент сможет создать в Украине управляемый кризис, прекратив поставки моторного топлива с территории Беларуси. Украина это, конечно, переживет, но ведь факторов кризиса может быть несколько.
Удар по конкурентоспособности
Союзная программа №15: формирование объединенного рынка газа. "Стороны договорились о координации действий в части формирования цен на российский газ для белорусской стороны на 2022 г., а также разработке принципов функционирования и регулирования объединенного рынка газа Союзного государства (к июлю 2022-го)". Сейчас, как мы уже сказали, Беларусь покупает у России газ по $128,5 за тыс. куб. м, что в разы дешевле, чем его стоимость в Европе (даже по трубопроводным контрактам). А после создания единого рынка газа Минск будет его получать по внутрироссийским ценам — по $80 за тысячу "кубов". Беларусь потребляет 20 млрд куб м газа в год.
Месяц назад мы уже писали, что это означает: белорусские производители с энергоемкими производствами будут давить украинских. Даже при нынешних ценах на газ для Беларуси украинские компании в августе платили за газ в 4,5 раза больше, а в сентябре — в 5,2 раза больше, чем их белорусские коллеги. А далее этот разрыв еще более катастрофически вырастет. О какой конкуренции можно говорить в таких условиях?
Будет ли удар по торговле
Пока точно можно сказать, что официальный Минск сохранит суверенитет в сфере внешней торговли. То есть белорусские товары продолжат поступать в Украину, а украинские — в Беларусь. Но вот как долго эта составляющая белорусской независимости сохранится — неизвестно.
"Сейчас Россия точно не станет лишать Беларусь самостоятельности во внешней торговле с Украиной. Просто потому что тут профицит в пользу Беларуси, она хорошо зарабатывает на поставках в Украину, это важная составляющая доходов бюджета. Эти деньги сейчас Беларусь зарабатывает сама, а если их не будет — РФ придется выкладывать их из своего бюджета, — пояснил "ДС" руководитель ГО "Беларусь 2.0: робім разам" Сергей Бульба. — Но те программы интеграции, которые будут подписаны сейчас — растянуты во времени. И через год-два, в зависимости от политической ситуации и состояния финансов в самой РФ, Москва вполне может заявить о переходе к некому новому этапу. Тогда можно ожидать и пересмотра правил торговли, в распространения на Беларусь российских "запретных" внешнеторговых перечней. Но это только если россияне уже будут готовы взять на содержание те белорусские предприятия, которые останутся без доходов".
В первом квартале 2021 года объем внешней торговли товарами и услугами между Украиной и Беларусью составил $1,2 млрд, что больше аналогичного периода прошлого года на 8,8%, в том числе экспорт товаров составил $334,2 млн (с уменьшением на 15,1%), а импорт товаров, соответственно, составил $884,9 млрд (с увеличением на 21,6%). В частности, торговый оборот товарами между Украиной и Беларусью в первом квартале 2021 года был на уровне $1,2 млрд (+10,9%): экспорт товаров – $305,9 млн (-13,4%), импорт товаров – $863,7 млрд (+23,1%)", — отметили в Минэкономики.
Напомним, что в прошлом году объем внешней торговли товарами и услугами между Украиной и Беларусью составил $4,4 млрд: в частности экспорт — $1,4 млрд, импорт – $3 млрд (-23,6%).
По словам эксперта, значительная часть российской элиты также считает, что РФ должна контролировать Беларусь в военном и в экономическом плане, а вот политическая интеграция им интересна куда меньше.
Есть, впрочем, и другие угрозы для Украины. Например, есть союзная программа №9 "Интеграция информационных систем государственных контролирующих органов по прослеживаемости товаров" и №10 "Интеграция информационных систем по маркировке товаров". Помимо прочего, это означает, что украинские экспортеры в Беларусь будут обязаны маркировать свои товары в соответствии с российско-белорусскими требованиями. Также это будет касаться и транзитных грузов, отправляемых через Беларусь — по неофициальной информации, на них придется ставить GPS-метки.
Кроме того, к украинским товарам, следующим транзитом через Беларусь, вполне могут начать применять те же требования, что приняты в РФ (программа №14: "Унификация регулирования транспортного рынка"). А интеграционная программа №21: "Введение единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам" может привести к тому, что белорусским заводам МАЗ, МТЗ и другим будет выгоднее поставлять свою технику не в Украину, а на российский рынок под госзакупки.
На встрече в Москве было много сказано о "реальных шагах по интеграции двух братских стран", так что интеграционные программы в октябре наверняка торжественно утвердят. А вот исполнят ли — вопрос. Опыт 25 последних лет показывает: обычно за подписанными соглашениями начинается долгий торг по условиям их выполнения, потом пересмотр позиций, заявления Лукашенко в духе "суверенитетом не поступимся" и новый торг, новые соглашения. Неизменным остается только финансирование Минска Москвой — кредитами и субсидиями, открытием рынка для белорусских товаров и поставками дешевых энергоносителей.