Беларусь закрывается. Сможет ли выиграть Украина
После ареста в Минске снятого с самолета Романа Протасевича Беларусь наверняка окажется под реальными (а не условными) санкциями со стороны Запада, к которым присоединяется и Украина. Как может наша страна повернуть ситуацию себе на пользу?
Последние сутки в чатах белорусов в Украине творится настоящий ад. Начиная с полуночи воздушное сообщение с Беларусью закрывается, и это означает, что у белорусов больше не будет возможности покинуть страну. С декабря им — приказом Александра Лукашенко — запрещено выезжать из страны по земле, оставался только воздушный коридор. Но после истории с захватом Романа Протасевича авиасообщение с Беларусью закрывается (по крайней мере, со стороны Европы и Украины), так что жители той страны оказываются в ловушке.
Но важно не только это. Если до сих пор Запад вводил против белорусского режима скорее символические санкции (запрет на въезд чиновников — ну так они и без того в ЕС не ездят), то теперь вполне возможна и экономическая блокада. От западных санкций в отношении северной соседки Украина может как выиграть, так и проиграть.
Логистика и транзитные потоки
Так сложилось, что Беларусь в силу своего географического положения — крупнейший транзитный хаб Восточной Европы. Со времен СССР и по наши дни эта страна обслуживает мощнейшие транзитные потоки прежде всего между Европой и Азией, в меньшей степени — между Балтийским и Черным морями.
Отсюда два вопроса: возможно ли, что в числе других санкций закроют идущие через Беларусь грузопотоки? И сможет ли в таком случае Украина перехватить часть этого логистического "пирога"?
Транзит через Беларусь слишком выгоден, его главные бенефициары с востока — Китай и Россия, с запада — Польша и Германия. Китай обустроил в Беларуси крупнейшую перевалочную базу своих товаров на границе с ЕС — технопарк "Великий камень". Россия поставляет в ЕС сырье по железным дорогам и газ по трубопроводу "Ямал — Европа".
Если Европа все-таки решит ввести жесткие санкции, и они коснутся транзита через Беларусь, то первое, что может получить Украина — рост транзита российского газа через свою ГТС. Речь идет об объеме 32,9 млрд куб. м газа в год, которые сейчас идут из РФ через Беларусь в Польшу и далее в Германию. Очень реальный к слову, вариант.
Вот и первая ласточка: британский парламентарий Том Тугендхат призвал к остановке транзита газа через Беларусь. Он поставил вопрос министру иностранных дел Великобритании Доминику Раабе — не пойдет ли он дальше ограничения полетов над Беларусью и готов призвать к остановке газопровода "Северный поток — 2" и трубопровода "Ямал — Европа". По мнению парламентария, именно оттуда поступают деньги, которые поддерживают режим Александра Лукашенко. Министр иностранных дел Великобритании заявил, что рассмотрит это предложение и проконсультируется с партнерами по этому поводу. Вполне вероятно, что ЕС в скором времени последует примеру Соединенного Королевства.
А вот железнодорожный и автомобильный трафик заполучить будет несколько сложнее. Китай, например, инвестировал в логистические площадки и в транспортные магистрали в Беларуси сотни миллионов долларов. Теперь китайцы, конечно, подождут, попытаются разрулить ситуацию дипломатическим методами. Но если не получится и Беларусь надолго станет европейским изгоем с закрытой западной границей, то часть китайской логистики вполне может достаться Украине.
Потенциал китайского экспорта в ЕС в ближайшее время можно оценить в $500-600 млрд ежегодно, при этом от $50 млрд до 60 млрд будет приходиться на страны Центральной Европы. По международным стандартам логистические системы получают до 15% от общего товарооборота. Как подсчитал в свое время для "ДС" финансовый аналитик Алексей Кущ, учитывая потенциал Украины, ежегодные доходы от логистики у нас могли бы составить до $3 млрд. Но для этого необходимо создать национальную логистическую компанию, провести системные реформы на таможне, создать совместные экономические зоны, мультимодальные логистические центры, промышленные полигоны для крупноузловой сборки и современные инспекционно-досмотровые комплексы.
Но это время, и для игроков как на Западе, так и на Востоке вполне может оказаться проще поменять Лукашенко на кого-то более вменяемого, чем переключать логистические потоки. Другое дело, что потом все равно будет понимание необходимости раскладывать яйца по разным корзинам, что будет означать более высокое внимание к транзитным возможностям Украины.
У Украины пока нет таких гигантских логистических комплексов прямо на границе с ЕС, как белорусские города Брест и Гродно. Нет таких масштабных складов китайских товаров, как "Великий камень" под Минском и его аналог в Гродно. Транзит через восточную границу затруднен по причине неподконтрольности значительной части этой границы. Но складывающаяся сейчас ситуация — это хороший повод объявить о привлечении инвесторов под транзитно-логистические проекты, показать новый рынок, озвучить предложения по концессиям.
Подобная ситуация и с авиаперевозками. С одной стороны, мы теряем пассажиропоток, которые до сих пор шел через Минск. С другой, пока будут закрыты полеты над Беларусью, часть воздушного трафика возьмет на себя Украина. Но какова будет эта часть и как долго продлится воздушная блокада — узнаем в ближайшие недели.
Бегущие кадры
С августа прошлого года белорусы десятками тысяч бегут в Украину. Правда, львиная доля, отдышавшись и придя в себя, следует далее — в Польшу. Но многие остаются — по разным оценкам, это не менее 10 тыс. человек. Как правило, это люди, готовые работать и зарабатывать — вот только Украина, в отличие от той же Польши, совсем не торопится использовать представившуюся кадровую возможность.
Если получить вид на жительство в Украине белорусу просто сложно, то официально трудоустроиться — практически невозможно. Как результат — белорусы либо работают неофициально, либо, столкнувшись с бюрократией, все же оформляют себе польские визы.
При этом среди бежавших в Украину — очень много врачей (некоторым удалось устроиться, с трудом), а также людей разных нужных специальностей — от учителей и геодезистов и до водителей автобусов. Но большинство из них все еще остается тут в подвешенном состоянии. А новые теперь и не выедут…
IT-бизнес
Отдельная группа людей, которым повезло больше — IT-специалисты. Во-первых, они релоцировались из Беларуси в Украину целыми фирмами. То есть наша страна сразу получала готовое юридическое лицо, платящее налоги. Во-вторых, тех, кто ехал индивидуально, охотно трудоустраивали украинские IT-компании — они платили нормальные деньги и шли на оформление всех документов и сопутствующие расходы. Наконец, многие переехавшие из Беларуси IT-специалисты готовы тут жить, а работать на иностранных заказчиков.
Также за последние полгода переехавшие белорусы сами создали в Украине ряд IT-компаний. Например, собирают серверы, оказывают услуги по программированию, веб-дизайну. Места на рынке хватает всем, проблем для украинских специалистов белорусы не создают.
В Минцифры Украины на запрос "ДС" ответили так: "Украина готова принять по квоте для высококвалифицированных специалистов — 5000 белорусов в этом году, по иным механизмам (например разрешение на работу) — сколько приедет — столько примем".
По нашим собственным оценкам, сейчас в Украине осели около 3 тыс. IT-специалистов из Беларуси. Еще многие хотят переехать (но теперь непонятно, когда смогут). Также не очень ясно, сколько из остающихся пока в Украине переедет в Польшу.
Разные предприятия
Украине было бы очень неплохо заполучить разные производства, работающие сейчас в Беларуси. Но, кроме уже упоминавшихся IT-компаний, в общем, и назвать тут особо нечего. Если Лукашенко собственных граждан из страны не выпускает, то чтобы вывезти целое производство — потребуются серьезные основания. Но все же возможно — например, размещать в Украине совместные предприятия, в которые белорусские компании будут поставлять свое оборудование и организовывать производство на украинской территории. Получится продукция Made in Ukraine, которая не будет подпадать под санкции на мировых рынках.
Примеры таких производств (частично уже работающих в Украине) — выпуск сельхозтехники (белорусский партнер — "Гомсельмаш"), шин ("Белшина"), тракторов (МТЗ, уже действует ряд сборочных линий, первым стал тракторный завод ООО "Укравтозапчасть"), военной и специальной техники ("Минский завод колесных тягачей"), коммунальной и дорожной техники ("Белкоммунмаш", "Амкодор"), грузовиков и автобусов (МАЗ, с ним отлично работает "Богдан"). Здесь, конечно, потребуется политическая воля, в том числе на то, чтобы объясняться с западными партнерами Украины. С другой стороны, у украинского руководства есть непрошибаемый аргумент: если белорусы сами не могут сковырнуть своего диктатора, то почему украинцы должны нести убытки из-за проблем у северного соседа?
Наконец, можно вспомнить, как в 2014 г. сам Лукашенко рассказывал, как его люди ездили по украинским оборонным предприятиям — и переманивали специалистов в Беларусь прямо с семьями, на все готовое. Сейчас при наличии должной политической воли Украина могла бы попытаться провести аналогичную операцию.
Импортозамещение белорусских товаров
Украина в больших количествах закупает в Беларуси бензины и дизтопливо (порядка 35% потребления), битум (для "Большого строительства"), трактора, грузовики и их машинокомплекты (в том числе для нужд ЗСУ и НГУ), пассажирские автобусы, коммунальную и специальную технику, минеральные удобрения. Импортировали и электричество (в пиковые моменты потребления), но вот только что перестали.
Как говорят специалисты топливного рынка, — можно отказаться от белорусского бензина и ДТ. Так, директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн еще в прошлые кризисы успокаивал читателей "ДС", что ничего страшного не случится, максимум — упадут доходы белорусских НПЗ. "На месте одного поставщика всегда появится другой. Это вопрос нескольких долларов, и он очень быстро разрешится — трагедии не будет. Вообще, в любом контракте на поставку белорусских нефтепродуктов идет привязка к европейским котировкам, — говорил Куюн. — Просто белорусы будут меньше зарабатывать, произойдет урегулирование прибыли белорусских НПЗ. Но белорусы — не монопольные поставщики. Топливо может пойти из Литвы, из России, по морю и так далее".
Здесь надо отметить, что даже если предположить, что Лукашенко в ответ на недружественные действия Украины решит себе же в убыток перекрыть трубу, то все равно Польша может быть транзитером топлива.
В свою очередь, экономист международной группы "Азил-Топливо" Северин Бонайтис считает, что в случае проблем с поставками из Беларуси цены на автомобильное топливо на рынке Украины подскочат, но через несколько месяцев откатятся к прежнему уровню.
"Белорусские поставщики продают бензин и ДТ по рыночным ценам, но при работе с Беларусью очень хорошая логистика, то есть топливо не нужно далеко везти. И это близко к половине украинского потребления, в один момент такой объем не перенаправишь, — сказал "ДС" Бонайтис. — Конечно, альтернативные поставщики найдутся. Но надо понимать, что обычно топливные контракты заключаются на долгий срок. А тут потребуется оперативно перехватить большой объем бензина и ДТ на один-два-три квартала. Цены на такое "внеплановое" топливо окажутся в полтора-два раза выше, чем в среднем по рынку. А значит, и украинским потребителям придется переплачивать, пока сети АЗС не найдут новых долговременных поставщиков".
Заместить поставки битума из Беларуси для "Большого строительства" будет немного сложнее, но также вполне возможно.
Также можно отказаться от закупок пассажирских автобусов для коммунальных нужд, — недавно во Львове так и поступили. В Украине хватает своих производителей автобусов, а МАЗ откровенно демпинговал на нашем рыке, пользуясь тем, что в Беларуси получает государственное финансирование. То же самое при грамотном подходе и господдержке можно реализовать применительно к КрАЗу (замещение грузовиков МАЗ), к Харьковскому тракторному, Сичеславскому тракторному заводам (замещение тракторов МТЗ).
Но вот отказаться от всего прочего вряд ли получится. Как и от продажи в Беларусь большого объема украинских продуктов питания.