Бег на месте, или Чем завершится реформа фискальной службы

Наиболее вероятным претендентом на кресло руководителя ГФС называют главу налогового комитета Рады Нину Южанину

Накануне заседания совета директоров МВФ, где, как ожидается, будет рассматриваться украинский вопрос, в Киев приехала техническая миссия Фонда. Цель ее визита, как сообщили в Минфине, "проведение независимой оценки реформы Государственной фискальной службы (ГФС)" и пересмотр плана действий, разработанного в минувшем году. Подробности работы миссии остались скрыты от общественности. Но после встречи с экспертами Фонда в Минфине тут же заявили, что в ближайшее время внесут в Кабинет Министров проект закона об усовершенствовании налоговой системы, в том числе в части уменьшения манипуляций в ГФС.

Среди прочего документ предусматривает оптимизацию штата и функций службы, что должно сократить количество внеплановых проверок компаний. Также запланировано создание нового электронного кабинета налогоплательщика, цель которого —минимизировать общение фискалов с бизнесом и снизить коррупционные риски. В Минфине также рассчитывают перейти к упрощенной одноуровневой системе обжалования решений ГФС. По словам бизнес-омбудсмена Альгирдаса Шеметы, из тысячи жалоб от компаний, поступивших в его офис за год работы, почти половина пришлась на злоупотребления со стороны фискальной службы. Бизнес недоволен неправомерными проверками, нарушением порядка возмещения НДС и его электронным администрированием. Компании также жалуются, что уголовные производства возбуждаются фискалами и продолжаются даже в тех случаях,  когда налогоплательщик выиграл суд высшей инстанции.

Идя навстречу бизнесу, в Минфине обещают ввести единый публичный реестр заявлений на возмещения НДС. Кроме того, как сообщили в министерстве, в проект закона войдут предложения по усовершенствованию системы электронного возмещения налога на добавленную стоимость.

Вопрос кадровых перестановок в ГФС пока завис в воздухе. Ясно одно: будущее самого главы фискальной службы Романа Насирова и его первого зама, курирующего налоговую милицию, Сергея Билана очень непрочно. На закрытой встрече с бизнесом, прошедшей 12 июля, Владимир Гройсман дал чиновникам месяц, чтобы навести порядок в работе ведомства. После чего пообещал уволить, если с поставленной задачей не справятся. Правда, это не первая показательная порка фискалов. Практика показала, что после громкого шума никаких наказаний может и не последовать. Подобный подход в свое время с успехом апробировал Арсений Яценюк, который не стеснялся демонстративно отчитывать сначала экс-главу ГФС Игоря Билоуса, а позже — раздавать все новые и новые "последние" предупреждения тому же Насирову. В июне прошлого года, через месяц после назначения Насирова, Арсений Яценюк даже презентовал некий перечень показателей эффективности, по которым планировалось оценивать работу главы ГФС и его заместителей. Среди прочего речь шла о конкретном проценте увеличения налоговых и таможенных сборов в госбюджет, борьбе с конвертационными центрами и проведением внутренней реформы службы. Но спустя 12 месяцев оценка работы руководителей службы так и не была проведена. Справились они с поставленными задачами или нет — неясно. Теперь уже новый премьер-министр и новый министр финансов инициируют реформу ГФС, предлагая новые показатели оценки эффективности для руководства службы. Эти критерии министр финансов Александр Данилюк обещал презентовать в ближайшее время.

Несмотря на очевидные прорехи в работе, и Насиров, и Билан остаются в своих креслах. Многие считают, что некий иммунитет от увольнения Насирову дает его связь с главой группы "Відродження" Виталием Хомутынником, которую сам глава ГФС отрицает. Эта политическая сила (считается, что на нее имеет большое влияние бизнесмен Игорь Коломойский) в последнее время стала стратегическим союзником для БПП при голосовании за важные законопроекты. Например, так было в случае с принятием закона о судоустройстве и статусе судей. Тем не менее замену Насирову в АП уже ищут. Наиболее вероятным претендентом на кресло руководителя ГФС называют главу налогового комитета Рады Нину Южанину, которая, как и Насиров в свое время, входит в Блок Петра Порошенко. В своих интервью Южанина неоднократно заявляла, что не собирается идти в ГФС. Правда, тогда в министерском кресле сидела Наталья Яресько, с которой у Южаниной отношения складывались не лучшим образом из-за разногласий в подходе к налоговой реформе. С новым министром Александром Данилюком диалог есть, признается Южанина. По ее словам, министр даже звонил ей и консультировался, находясь на переговорах с МВФ.

Не исключено, что Южанина все-таки согласится заменить Насирова в ГФС, отказавшись от депутатского мандата. Но вряд ли это произойдет до голосования по налоговой реформе.

Ведь в качестве председателя налогового комитета у Южаниной гораздо больше возможностей влиять на законодательный процесс, чем в качестве главного фискала страны.

Вероятнее всего, вопрос о смене руководства ГФС, равно как и реформе этого ведомства, будет перенесен на осень, после того, как депутаты вернутся с летних каникул. В Минфине рассчитывают, что до этого времени проект закона с правками в Налоговый кодекс уже будет одобрен правительством и направлен в Верховную Раду.
 

Кому не нравится глава ГФС

В парламенте отношение к Государственной фискальной службе и руководству ведомства очень неоднозначное. Против Насирова ополчились депутаты "Самопомочі", в частности первый замглавы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий и член комитета Татьяна Острикова. Они инициировали вопрос о выражении недоверия руководству ГФС в связи с многочисленными фактами злоупотреблений и коррупции. Но комитет их предложения не поддержал. 

Журжий считает, что налоговая милиция полностью скомпрометировала себя: в прошлом году 85% дел были закрыты из-за отсутствия состава преступления. Депутат предложил расформировать налоговую милицию и создать вместо нее новый орган, который сконцентрируется на аналитической работе. В начале текущего года депутаты "Самопомочі" обратились в Национальное антикоррупционное бюро с заявлением о бездействии руководства ГФС в вопросе взыскания долга по налогам с "Укрнафты" на сумму более 10 млрд грн.