Банки приберут к рукам платежные терминалы
В минувшую среду Нацбанк провел совещание с операторами рынка терминалов самообслуживания. "Рост доли небанковского сегмента рынка платежных услуг и существенные объемы наличных операций, проводимых через эти учреждения, требует от НБУ пересмотра подходов к регулированию деятельности небанковских финучреждений и установления к ним требований, аналогичных требованиям к банкам", - пояснили в пресс-службе НБУ цель встречи.
Компаниям обещают нелегкую жизнь. Во-первых, им придется раскрывать сведения о конечных бенефициарах. Во-вторых, регулятор планирует установить для них с 2017 года требования к минимальному размеру собственного капитала. Каким будет необходимая сумма - пока предмет обсуждения. Но генеральный директор компании EasySoft (бренд EasyPay) Роман Киселев рассказал, что речь идет об увеличении уставного капитала до 60 млн грн. и повышении требований к резервному и страховому капиталу. Вся необходимая нормативка пока только разрабатывается регулятором.
Лицензии НБУ на перевод средств без открытия счетов сейчас имеет 35 небанковских финучреждений. На рынке в целом выделяют 5-6 ключевых игроков - это "Приватбанк", IBox, EasyPay, 24NonStop, Tyme, CityPay. По данным НБУ лидерами на рынке приема наличных для последующего перевода с помощью платежных устройств в 3-м квартале 2015 года среди банков был ПАО КБ "Приватбанк", среди агентов банков - ООО "Айбокс", а среди небанковских финансовых учреждений - ООО "ФК "Феникс".
Финансовые компании, которые принимают большой объем налички через платежные терминалы, контролировать сейчас сложно. Риск проведения незаконных операций достаточно велик. Проявлять пристальное внимание к этой категории подопечных НБУ начал еще со второго полугодия 2015 года. Причина - претензии со стороны МВД и СБУ, которые заявили, что через платежные системы идут финансовые потоки в пользу террористических группировок. К примеру, летом СБУ заблокировала 250 терминалов "Ibox", владельцы которых не перерегистрировались на подконтрольной украинской власти территории, и продолжали использовать эти терминалы в оккупированных районах. Уже осенью прошли обыски в помещении, используемом ООО "Ай Ти Финанс" - владельцем крупной сети платежных терминалов 24NonStop. По мнению следствия, компания продолжала работать на временно оккупированной территории Донецкой области и предоставляла техпомощь в сборе средств для финансовой поддержки самопровозглашенной "ДНР".
Это привело к тому, что регулятор стал усиливать свои полномочия. В постановлении НБУ № 815 от 25 ноября, центробанк оговорил свое право останавливать действие лицензии небанковского финучреждения на перевод средств в нацвалюте без открытия счетов на срок до одного года, если то было поймано на нарушении законодательства. До этого регулятор мог только отозвать либо аннулировать лицензию. Своими новыми возможностями НБУ воспользовался уже в начале 2016 года и остановил перевод средств системой "24NonStop". Сейчас ее платежная организация'Ай Ти Финанс" намерена судиться с НБУ за восстановление лицензии.
Под пристальное внимание Нацбанка попала и платежная система "E-Pay", подозреваемая СБУ в пособничестве террористической деятельности самопровозглашенных республик. Хотя ее акционер категорически опровергает все обвинения: "Компания "E- Pay" не работала никогда на оккупированных территориях. Счет в Банке ВБР (владельцем банка является сын беглого президента Виктора Януковича Александр - ред.) в жизни не имела. К сожалению, наши доблестные органы выполняют очередной заказ, вместо того, чтобы находить реальных преступников", - прокомментировал заявление СБУ собственник компании - днепропетровский бизнесмен Максим Сигалов.
Дорогое удовольствие
Еще одно новшество, с помощью которого регулятор собирался усилить контроль за "подопечными" - фискализация процесса платежных систем. В соответствии с законом "Об использовании РРО", а также требованиями НБУ, с 1 января 2016 года каждый небанковский терминал самообслуживания должен был быть снабжен регистратором расчетных операций. Но позднее сроки выполнения этого условия перенесли на 1 июля 2016 года. По словам Романа Киселева, требования по РРО еще не утверждены ни Минфином, ни ГФС и должны появиться только в апреле. Установка регистраторов обойдется компаниям довольно дорого, поскольку одно такое устройство стоит порядка $400. Если умножить эту сумму на общее количество терминалов (по итогам 3 кв. 2015 их насчитывалось 21 935 штук ) получается солидная сумма - $8,77 млн.
В качестве альтернативы платежным системам предлагают работать посредством банковского процессинга (т.е. банки будут принимать платежи в пользу той или иной финкомпании). По мнению участников рынка, именно эту схему работы и выберут большинство операторов. По информации НБУ, сейчас 16 юрлиц уже заключили агентские договора с банками и работают через них. Акционер EasyPay недавно приобрел банк "Траст", через платежную систему которого компания будет осуществлять свою деятельность. А банк "Фамильный" создал свою платежную систему "FlashPay".
"Новые требования приведут к тому, что небанковские компании будут вынуждены "зайти" под банки и произойдет монополизация рынка", - считает экс-владелец сети терминалов "Банк 24 Национальный кредит" Андрей Онистрат. По его словам, НБУ создает условия, при которых банки все больше будут влиять на рынок платежных систем, хотя во всем мире тон задают, как правило, именно небанковские финансовые компании. "Комиссии на этом рынке небольшие 0,1%-0,2%, но они компенсируются объемами платежей. Банкам этот сегмент не слишком интересен, а значит "рулить", как и прежде, будут два максимум три банка", - считает Онистрат.
Сколько денег проходит через терминалы
По данным регулятора, объемы принятой наличности участниками небанковских финансовых организаций за 3-й квартал 2015 года составили 3 148 млн грн. В сравнении с совокупным объемом, которым оперируют банки (46 488 млн грн.) и агенты банков (1 338 млн грн.) - цифра не заоблачная, но существенная. К тому же компании из небанковского сектора постоянно наращивают объемы. С начала прошлого года количество задействованных платежных устройств, используемых небанковскими компаниями, увеличилось на 3350 шт. и по итогам 3-го квартала 2015 года составляет 21 935 штук.