"Атомные матки", тарифы и ядерка. Зачем США наши АЭС и чем рискует Украина

Украинские атомные станции под управлением США — что стоит за этой идеей? Рассмотрим экономическую и политическую причину неожиданного интереса американцев

"Атомные матки", тарифы и ядерка. Зачем США наши АЭС и чем рискует Украина
Чтобы развивать современные технологии, Штатам нужно быстро нарастить базовую генерацию электроэнергии — и тут украинские атомные станции могут пригодиться / Getty Images

После недавнего разговора президента Украины Владимира Зеленского с президентом США Дональдом Трампом, в котором поднималась тема передачи АЭС под американское управление, возникли определенные "трудности перевода" с английского. Наверное, это были отличия в восприятии грамматической формы числа в конкретной беседе. По версии украинской стороны, речь шла об одной станции, точнее об оккупированной россиянами Запорожской АЭС. А вот по версии администрации Белого Дома — о станциях, то есть всех атомных электростанциях, расположенных как на оккупированной (ЗАЭС — шесть атомных блоков), так и на подконтрольной Украине территории: Ровенской АЭС (4 атомных блока), Хмельницкой (2 атомных блока) и Южноукраинской (3 атомных блока). В общей сложности шесть блоков захвачены россиянами и девять — находятся под контролем Украины.

Американцам — "Энергоатом", украинцам — высокие тарифы?

Как мы уже писали, НАЭК "Энергоатом" могла бы войти в список активов Инвестиционного Фонда США, создаваемого для управления активами в Украине. Это одна из мощных мировых энергетических атомных компаний, которая в нынешних условиях также выполняет функции ПСО для населения в контексте цен на электроэнергию, обеспечивая тариф на уровне 4,32 грн за кВт-ч. Совокупная генерация "Энергоатома" в год составляет 53 млрд кВт-ч, то есть общая годовая выручка балансирует на уровне 200 млрд грн, или $5 млрд. И вопрос цены электроэнергии здесь является ключевым, ведь повышение тарифа для населения во время войны сразу увеличил финансовый поток нацкомпании на 30%. Здесь можно, как говорится, войти во вкус. Ведь увеличение отпускных цен на электроэнергию, например, до 10 грн за кВт-ч позволило бы получить валовой доход в размере свыше 500 млрд грн, или более $12 млрд в год.

Может показаться, что $12,5 млрд — сумма, "оскорбительная для коллектива", то есть для США, но это не совсем так. К примеру, широко распиаренная программа Дональда Трампа по внедрению "золотых карт" гражданства США принесла $5 млрд (5000 золотых карт стоимостью $10 млн каждая). То есть компания с потенциальным денежным потоком в $10–12 млрд (хотя речь здесь не о прибыли, а о доходе) действительно может заинтересовать американскую власть.

К сожалению, в рамках такой модели за электроэнергию населению придется платить, возможно, 8–10 грн. за кВт-ч. Зато дивиденды "Энергоатома" увеличат доходы упомянутого выше Инвестиционного фонда под руководством США (в случае если такая идея будет реализована). Это будет означать отход от модели, когда часть ресурсов страны, несмотря на контроль со стороны олигархов и отечественных ФПГ, все же определенным образом "просачивалась" к простому народу в виде льготных цен на электроэнергию.

Зачем Штатам украинская "атомка": экономический аспект

Но давайте разберемся, для чего США украинские атомные электростанции. Очевидно, что технократия Трампа делает ставку на криптовалюты и развитие продуктов искусственного интеллекта (ИИ). При этом не есть секретом огромный американский торговый дефицит (торговля товарами), например, с Евросоюзом. Впрочем, как мы писали в прошлой статье, отрицательное торговое сальдо с ЕС для Америки не столь уж критичное — за счет торговли услугами, где имеют преимущество американцы.

То есть США — это преимущественно сервисная экономика, базирующая свое доминирование на трех факторах:

  • ключевые технологии и инновации;
  • глобальная роль доллара как резервного актива;
  • самый большой в мире платежеспособный спрос, потребительский и финансовый рынки, формирующие глобальный спрос на доллар.

США могут пытаться совершить большой скачок в производстве товаров за счет реиндустриализации, но это достаточно долгий путь. Поэтому на сегодняшний день главная задача — наращивать экспорт услуг. Такую доктрину отстаивают министр торговли США Говард Латник и "царь крипты" Дэвид Сакс.

Но майнинг криптовалют и проекты искусственного интеллекта, в частности дата-центры, требуют большого количества энергии, которой в Штатах не так и много.

А с учетом новой индустриализации Америка должна совершить резкий скачок в создании новых источников базовой генерации. И это не возобновляемые источники ("солнце", "ветер") — динамический рост генерации по экспоненте может дать только ядерная генерация.

Выходит, следует ожидать резкого роста проектов создания ядерной генерации в США по аналогии с ядерной программой Китая 20-летней давности. Но для этого нужно очень много урана и ядерного топлива. На переходный период (10–15 лет), пока не запустятся новые энергомощности, не лишними будут и девять атомных блоков, которые сейчас находятся под контролем Украины.

Итак, версия №1: США хотят превратить украинские АЭС в источники энергии для майнинга криптовалют и проектов ИИ, включая дата-центры.

Бигтех нуждается в энергии

В последние годы компании бигтеха, такие как Google, Microsoft, Amazon, Intel, Nvidia, активно ищут дополнительные источники электроэнергии на фоне растущей роли ИИ в базовых технологических моделях.

Сервисная экономика увеличивает потребность в электроэнергии по экспоненте. К примеру, американский инвестиционный банк Goldman Sachs определил ориентировочные объемы нового технологического спроса на электроэнергию: в результате быстрого внедрения генеративного ИИ, дата-центры увеличат потребление электроэнергии на 160%, и это произойдет не позднее 2030 г.

Уже сейчас на дата-центры приходится примерно 2% общего объема энергии, потребляемой мировой экономикой. К 2030 г. этот показатель может возрасти до 4%. В частности, потребление электроэнергии бигтехом в США, вероятно, увеличится на 2,4%.

Именно поэтому компании "большого техно" начали рассматривать новые проекты в секторе энергетики и формировать собственные инвестиционные портфели. К примеру, Google подписала соглашение с компанией Kairos Power о запуске в эксплуатацию ядерных реакторов для выработки значительных объемов электроэнергии, которой будет достаточно для работы центров обработки данных ИИ.

Microsoft заключила аналогичное соглашение с Constellation Energy, которая управляет одной из крупнейших атомных электростанций в США (договорились о перезапуске первого блока станции "Три-Майл-Айленд") — но здесь речь идет о покупке электроэнергии для сервисов вычисления с использованием технологий ИИ.

Более того, Amazon заявила об инвестировании $500 млн в атомную энергетику — производство малых модульных реакторов (ММР) вместе с компанией X-energy (стартап на 5 ГВт электроэнергии в США к 2039 г.).

Кстати, Международное энергетическое агентство (МЭА) проанализировало, что запрос ChatGPT потребляет 2,9 ватт-часа электроэнергии, а поиск в Google — 0,3 ватт-часа. На практике это означает, что результаты поиска, обрабатываемые искусственным интеллектом, потребуют в десять раз больше энергии, чем обычный поиск Google, как в прошлые годы. Технологический сайт The Verge дает такое сравнение: на генерирование одного изображения с помощью ИИ необходимо столько же электроэнергии, как и на зарядку стандартного смартфона в размере 0,012 кВт-ч.

Итак, украинские атомные станции могут стать своеобразными "атомными матками" для американского бигтеха, который будет размещать вокруг них свои дата-центры и платформы по майнингу криптовалют.

Промышленные платформы на базе АЭС: конец мечты

Описанная выше концепция, конечно, диаметрально противоположна программе развития "Феникс", которую автор этой статьи предлагал для индустриального развития Украины. Согласно ей, возле украинских АЭС должны размещаться промышленные платформы с энергоемкими производствами, сотнями тысяч новых рабочих мест и чартерными городами со свободным режимом предпринимательства. Туда можно было бы релоцировать производства и жителей юго-востока, создав для них качественное пространство жизни с привычным индустриальным жизненным укладом.

Но майнинг и проекты по искусственному интеллекту за счет энергии наших АЭС ничего не дадут украинской экономике. Ведь в этих проектах будет 99,9% импортного оборудования, несколько сотен рабочих мест, а вся прибыль будет сформироваться за пределами Украины. То есть такой сценарий лишь "сожрет" всю энергию украинских АЭС, усилив деиндустриализацию, параллельно "похоронив" режим ПСО для населения (тогда, как мы считали выше, тариф вырастет примерно до 10 грн за кВт). То есть будет "как в Европе", где население (розница) платит больше, чем промышленность (опт).

Контроль США над украинским "атомом": политический аспект

Есть еще одна причина возможного контроля над нашими АЭС со стороны США. И она уже не экономическая, а политическая.

Популяризация в части нашего общества идеи создания в Украине ядерного оружия (противоречащей взятым на себя международным обязательствам и не являющейся официальной позицией власти) привела к тому, что среди основных геополитических игроков постепенно созревает консенсус о том, что ядерный комплекс Украины может перейти под контроль, например, США. Речь об атомных станциях, научных блоках, месторождениях урана, хранилищах отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и объекте "Укрытие" в Чернобыле.

Очень грустно, что в результате непродуманных заявлений отдельных экспертов мы теряем возможность развивать хотя бы мирный ядерный полуцикл: добыча урана — производство ядерного концентрата — передача на обогащение партнеру — производство ТВЭЛ — хранение ОЯТ.

По самому худшему сценарию, теперь США могут взять под контроль и АЭС, и добычу урана, и ОЯТ, и объект "Укрытие".

Итак, мы рассмотрели две версии — экономическую и геополитическую — почему США заинтересованы в украинской атомной энергетике. И они не противоречат, а скорее дополняют друг друга.