"Антиинвестиционные няни". Как НАБУ, САП и ВАКС добивают украинскую экономику
Вчера владелец крупнейшего в Украине и Европе производителя яиц, бизнесмен Олег Бахматюк заявил о вынужденном закрытии фабрик из-за неправомерного давления НАБУ и САП. Это лишь один яркий пример того, как уничтожается экономика страны во время экономического кризиса. И показательно, что делается это руками антикоррупционных органов, которые заняты тем, что "кошмарят" бизнес вместо борьбы с коррупцией
"Инвестируйте в Украину". Что не так с украинской экономикой.
Украинская экономика падает. И падать она начала еще с осени прошлого года — еще до пандемии коронавируса и начала нового мирового экономического кризиса, вызванного ею. В I квартале 2020 года впервые с 2016 года крупные и средние предприятия получили чистый убыток в сумме 4,9 млрд грн. Доля убыточных предприятий выросла до 41% по сравнению с 27% в I квартале 2019 года.Чистый отток прямых иностранных инвестиций из Украины за первые четыре месяца текущего года составил 1,6 млрд долларов.
И вот аналитики НБУ поставили диагноз: фактическое падение экономики может составить более 5%. Во втором квартале года ожидается углубление падения реального ВВП. Весомым фактором падения ВВП было падение инвестиций. Валовое накопление основного капитала сократилось на 21,4% в годовом измерении. Такие значительные темпы падения инвестиций в последний раз наблюдались во время кризиса 2014-2015 годов. Во II квартале этого года НБУ ожидает углубление падения реального ВВП.
"Я решил инвестировать в Украину самое дорогое, что у меня есть — это мое время. И призываю всех вас сделать так же: инвестируйте в Украину", — сказал президент на встрече "Диалог власти и бизнеса" летом 2019 года. Как заявил НБУ уже через год после этого заявления, на самом деле происходит отток, связанный с изъятием реинвестированных доходов предприятий и компаний реального сектора экономики.
Инвестиционные няни и новые рабочие места — что не так с заявлениями властей
13 мая 2020 года. На часе вопросов к Правительству в Верховной Раде премьер-министр Шмыгаль заявил: "500 тыс. рабочих мест, сегодня эта программа будет презентована министром экономики в правительстве. Есть четкое понимание, в каких отраслях мы будем создавать эти 500 тыс. рабочих мест. Есть соответствующая программа, где четко разложено по отраслям где мы будем создавать рабочие места. На сегодня мы видим у нас уже почти 500 тыс. зарегистрированных безработных".
1 июля 2020 года. Заместитель руководителя Офиса президента Юлия Ковалив на заседании Национального совета реформ, которое состоялось под председательством президента Украины Владимира Зеленского, представила законопроект о поддержке и стимулировании инвестиций — закон "об инвестиционных нянях". В проекте закона говорится о поддержке украинских и иностранных инвесторов, сумма инвестиций которых превышает 30 млн евро и которые создают более 150 рабочих мест со средней зарплатой на 15% больше, чем в регионе, где такая инвестиция будет осуществлена. Эти инвесторы получат поддержку правительства.
Это теория. Красивая. А вот практика. Количество безработных, которые зарегистрированы в Государственной службе занятости (ГСЗ), по состоянию на 4 мая 2020 года составила 456,8 тыс. человек, что на 48% больше, чем на соответствующую дату прошлого года. С марта по конец апреля статус безработного получили 156 тыс. граждан.
13 июля 2020 года. Крупнейший производитель яиц в Украине и Европе, агрохолдинг "Авангард" Олега Бахматюка, заявляет, что из-за многомесячного неправомерного давления САП и НАБУ закрывает 6 птицефабрик с 27 и вынужден уволить 2,5 тысячи человек. Но это только начало. В перспективе — закрытие половины фабрик и увольнение еще большего количества людей.
Получил ли инвестор, который построил с нуля две крупнейшие в Евразии птицефабрики обещанную поддержку власти? Нет, обращения к президенту с просьбой остановить уничтожение предприятия остались без ответа. Появятся ли новые рабочие места в этой отрасли? Нет. Рабочие места исчезают, и это, очевидно, уже становится тенденцией.
Дела открываются, фабрики закрываются. Как НАБУ и САП борются с бизнесом вместо коррупции
Агрохолдинг "Авангард" закрывает фабрики за проблемы, вызванные 8-месячным давлением НАБУ и САП на владельца холдинга и отказа этих органов. Речь идет о невыполнении решения суда о закрытии дела против него как незаконного. Олег Бахматюк заявил, что вынужден в течение месяца-двух закрыть шесть из 27 птицефабрик в различных регионах, на которые приходится около 20% объема производства агрохолдинга. "Это не шантаж, это вынужденные решения. Чтобы спасти 10 тыс. человек, 2,5 тыс. вынуждены будем уволить. Если потом еще через два месяца не изменится ситуация, то мне придется закрывать половину фабрик. Мы находимся в цейтноте: финансовом, экономическом, человеческом", — пояснил бизнесмен. Цейтнот можно пережить лишь с доступом к кредитованию. Но доступа он не имеет. За дело, которое уже и закрыли, но процессуальные действия по нему до сих пор не остановлены.
Что это за дело и при чем тут НАБУ и САП? В период банковского кризиса в Украине VAB банк, акционером которого был акционер "Авангарда" Олег Бахматюк, по решению НБУ получил 1,2 млрд грн рефинансирования (всего в период 2014-2016 г. Нацбанк выдал кредитов украинским банкам на 319,9 млрд грн). Согласно отчетам НБУ и Фонда гарантирования физических лиц, вся сумма рефинансирования была потрачена VAB банком на выплаты клиентам, — то есть по назначению. 20 марта 2015 г. НБУ своим решением ликвидировал VAB банк. Были выведены с рынка и другие украинские банки — всего 100 банков из 180 по состоянию на 2014 год. Кстати, Бахматюк является единственным из бывших владельцев банков, который неоднократно предлагал государству вернуть задолженность банков через механизмы реструктуризации, но ответа на свое предложение до сих пор так и не получил. Как заявили в НБУ — из-за отсутствия необходимых законодательных механизмов.
Давление, о котором заявил Бахматюк, касается дела, которое расследовало НАБУ по подозрению в нарушениях относительно выделения этого стабилизационного кредита НБУ банку. На самом деле все факты, которые есть в делах Национального антикоррупционного бюро, уже расследовали прокуратура, Служба безопасности Украины и Нацполіція в течение четырех лет. Полтора года шли следственные действия, было сделано несколько официальных экспертиз, и дела были закрыты за отсутствием состава преступления по решениям судов всех инстанций.
В сентябре 2019 года НАБУ повторно открывает дело, как потом установил суд — за незаконное решение заместителя генпрокурора Каська, и начинает процессуальные действия — также с нарушениями законодательства. Во время следствия обвинение НАБУ в нецелевом использовании средств были опровергнуты экспертизами Фонда гарантирования, заявлениями НБУ, опять же данным официальных экспертиз. Подозрение Олегу Бахматюку в этом деле так и не вручили в законный способ. Его НАБУ направило в жилищную контору, зная о том, что Бахматюк отсутствует по месту жительства и точно ее не получит. Поскольку подозрения он не получал, объявление его в розыск 21 ноября 2019 года также было незаконным. Кроме того, детективы НАБУ не предоставляли доступ к материалам дела адвокатам и даже пытались навязать своего "бесплатного" адвоката вместо них. Позже стало известно, что ГБР открывает дело о фальсификации экспертизы по делу со стороны НАБУ. Все это время агрохолдинг, понятно, лихорадит.
И вот 5 июня 2020 года решением Печерского районного суда города Киева повторное открытие дела признано незаконным, суд обязал Офис Генерального прокурора закрыть это дело. Но НАБУ и САП отказались выполнять это решение, хотя оно и было окончательным и не подлежало обжалованию. Они подали апелляцию, но не в апелляционный суд города, как это должно быть по закону, а в Апелляционную палату ВАКС, которая не имеет права рассматривать такие апелляции. Почему так? Потому что по странному стечению обстоятельств все противоправные, как заявляют юристы решения по делу против Бахматюка в ВАКС принимала одна тройка судей, хотя в Украине действует электронное распределение дел. Таких совпадений не бывает. И вот именно эта тройка будет рассматривать и апелляцию. Которую по закону не имеет права рассматривать.
Адвокаты Бахматюка подают заявление в Европейский суд по правам человека со всеми шансами выиграть дело. Это может привести к увольнению и судей ВАКС, и работников НАБУ и САП, которые принимали заведомо незаконные решения. Одна проблема — такие дела в ЕСПЧ рассматриваются годами из-за огромного количества представлений против чиновников и судей в Украине. За это время при продолжении прессинга от любого бизнеса, даже такого большого, как "Авангард", просто ничего не останется. Поэтому и закрываются фабрики. Поэтому и сокращаются, а не создаются рабочие места.
НАБУ и САП. Бизнес кошмарят, но коррупционеров-чиновников не ловят.
Между тем эффективность работы антикоррупционных органов, которая заключается в расследовании коррупции среди власть имущих, остается стабильно низкой. В рейтинге восприятия коррупции Transparency International за прошлый год Украина потеряла 2 балла и опустилась на 6 позиций. Экономический результат от деятельности НАБУ за все годы его существования — возвращение в бюджет 0,26% от нанесенного государству ущерба, который был ориентировочно установлен во время следственных действий.
Интересно, что оштрафованный за коррупцию директор НАБУ стал одним из основных источников "антикоррупционных" поступлений: в бюджет за первые три месяца 2020 года в государственный бюджет поступило 14 тыс. грн от реализации имущества (это результат работы всех правоохранительных органов). 23,8% от этой суммы составляет штраф директора Национального антикоррупционного бюро Украины Артема Сытника. Для сравнения, финансирование НАБУ из госбюджета на этот год составляет 1,038 млрд грн.
С ВАКС ситуация не лучше. Создание антикорсуда было ключевым требованием МВФ для предоставления нам очередного транша. Суд создали. Судьям выделили служебные авто, охрану, купили 34 квартиры на 84 млн грн. Но реальных результатов работы пока не видно. С сентября 2019-го до апреля 2020-го судьи ВАКС приняли только три решения. Первый приговор принес в бюджет 51 тыс грн штрафа, два следующих вынесены на основании соглашений о признании вины. После этого Высший антикоррупционный суд приговорил депутата Киевского областного совета за взятку в 5 тысяч долларов. И на этом — все.
На несвойственные "антикорупціонерам" дела, такие как дело бизнесменов Логвинского или Бахматюка, в НАБУ, САП и ВАКС находит время и вдохновение. На борьбу с коррупцией же их почему-то катастрофически не хватает.
Почему в Украину не идут инвестиции
Пример с закрытием фабрик Бахматюка показательный. Объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил 2,5 млрд долларов в 2019 году, а, например, во Вьетнам иностранные инвесторы вложили 20,8 млрд долларов за аналогичный период. И как заявляет НБУ, объем инвестиций существенно падал еще до коронавірусної кризиса. "Пока в Украине почти любое судебное решение можно купить за 10 тыс долларов – сюда не придут крупнейшие мировые инвесторы," – говорят в ЕБРР, крупнейшем иностранном инвесторе в Украине. Пока инвестиции незащищенные, пока силовые органы могут безнаказанно кошмарить бизнес, пока НАБУ может себе позволить заявлять, что чихать хотело на решения европейских судов, иностранные инвестиции из Украины будут выводиться, а не заходить. А украинский бизнес уже закрывает свои мощности и увольняет людей. "Инвестируйте в Украину" просто не работает. Это надо признать и начать исправлять, пока не поздно.