• USD 41.9
  • EUR 43.6
  • GBP 52.9
Спецпроекты

Андрей Клименко: Сейчас в Крыму развивается только одна отрасль — военная промышленность

Заслуженный экономист Автономной Республики Крым, главный редактор ялтинского интернет-портала BlackSeaNews, ныне эксперт фонда "Майдан иностранных дел" Андрей Клименко о социально-экономической ситуации в Крыму
Фото: Сергей Владыкин/"ВД"
Фото: Сергей Владыкин/"ВД"
Реклама на dsnews.ua

И о том, что Украина и украинцы уже делают и могут сделать дальше, чтобы ухудшить жизнь российским оккупантам на полуострове

"ВД" Главный вопрос: как вернуть Крым?

А.К. Нужно начать с того, чтобы сделать оккупацию и аннексию Крыма как можно более дорогим удовольствием для РФ. Еще в июне 2014 года "Майдан иностранных дел" подготовил концепцию, а затем и стратегический план возвращения Крыма. После того как это было неоднократно изложено в прессе, мы получили своеобразный "сертификат качества" от ФСБ: уголовное дело по статье 280.1 "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации". Первым пунктом в нашей стратегии записана экономическая блокада действий РФ на территории Крымского полуострова во всех сферах и видах экономической деятельности. За два года этот пункт реализован почти по всем направлениям.

"ВД" Можно оценить эффект от блокады, то есть ущерб, нанесенный оккупантам?

А.К. Пойдем по направлениям, как они были записаны в концепции. Во-первых, блокирование морского, воздушного и сухопутного транспортного сообщения с полуостровом. Это сделано совместными усилиями гражданского общества и Министерства инфраструктуры. Кстати, это шло вразрез с политикой премьер-министра Яценюка. Мининфраструктуры поступило правильно, перекрыв авиа- и железнодорожное сообщение с Крымом.

Что касается блокады морского сообщения, то тут сработали в основном гражданское общество и зарубежная морская пресса, которая предала огласке нашу информацию. Мировое морское сообщество осознало, что украинские общественные структуры ежедневно, ежечасно ведут мониторинг захода судов в крымские порты, а такие заходы нашим законодательством запрещены. Среагировали все: и судовладельцы, и судовые операторы, и морской страховой бизнес, который, нужно сказать, является очень крупной отраслью мировой экономики. Например, норвежская компания, входящая в пятерку гигантов морского страхового бизнеса, еще в 2014 году на основании наших публикаций и их републикаций в иностранных морских изданиях разослала своим клиентам-судовладельцам письмо, где сообщила, что не будет страховать перевозки в порты Крыма. А ни одно судно без страховки просто не выйдет в море.

Сейчас практически все суда, принадлежащие иностранным судо-
владельцам, за исключением нескольких "сумасшедших", избегают Крыма. Туда не заходят уже ни турки, ни греки. Кто ходил, продали эти "засвеченные" суда русским. В порты Крыма ходят, как правило, очень старые, 30-40-летние суда с плохим техническим состоянием, и свыше 90% их принадлежат российским судовладельцам. Они могут ходить под разными флагами, принадлежать разным компаниям, в том числе офшорным, но это российские суда. Старые суда ставят на эти линии потому, что понимают: если они поставят новое судно, а затем захотят отправить его в европейский порт, то высока вероятность, что это судно будет там арестовано.

Реклама на dsnews.ua

"ВД" Какие еще направления блокады можно считать эффективными?

А.К. Второе направление - блокирование развития въездного туризма. Крым потерял полностью огромный поток из примерно 4,5-5 млн украинских туристов ежегодно. Украинцы в массе своей не поехали на отдых в Крым еще в 2014 году. Мы прогнозировали, и это в общем-то сбылось, что украинцы поедут на курорты Одесской, Николаевской, Херсонской областей. Конечно, в первый год эти области оказались не готовы к такому наплыву туристов, но сегодня они наконец сообразили, какую выгоду могут получить от перераспределения турпотока, и занялись обеспечением, чтобы принять эти миллионы туристов, разместить их нормально, создать условия и т. д.
Практически исчез въездной туризм из дальнего зарубежья и стран СНГ, особенно Беларуси. В 2013 году пассажиропоток железнодорожного транспорта в Крым и из Крыма превышал 21 млн чел. В 2014 году, когда еще ходили поезда, он сократился до 10 млн человек. В 2015 и 2016 годах - ноль. 

Оккупационные власти заявляют, что в прошлом году они приняли 4,5 млн туристов, а в нынешнем году собираются принять 6,5-7 млн. Это вранье, потому что паромы через Керченскую переправу и авиатранспорт вместе взятые физически не способны обеспечить такие объемы. По нашим расчетам, реально привезти в Крым до 1,5-2 млн туристов за год.

Это в три-четыре раза меньше, чем было до оккупации.

Третье направление - блокирование товарных поставок на полуостров. Благодаря гражданской блокаде Крыма, начатой в конце 2015 года, эти поставки с территории Украины прекращены - вопреки совершенно ненормальному закону о так называемой свободной экономической зоне "Крым", который вступил в силу в сентябре 2014-го. Он действует до сих пор, несмотря на резко негативные оценки экспертов и протесты гражданского общества, требующего его отмены.
Об объеме товаропотока, который удалось остановить, говорят такие цифры. Раньше в Крым летом въезжало в день около 500 фур, каждая из которых завозила по 20-25 т продуктов питания, стройматериалов, бытовой техники и т. п. Частично Россия сумела заместить эти товары, поступавшие из Украины, своими, хотя и намного более дорогими и гораздо худшего качества, особенно если говорить о продуктах питания. Если бы не закон о СЭЗ "Крым", благодаря которому оккупанты получили почти два года на подготовку, эффект от товарной блокады был бы еще более сильным.

Фактически украинский народ в лице гражданского общества вынудил государство пресечь поставки на полуостров товаров из Украины, так же как и поставки электроэнергии. Поставки воды по Северо-Крымскому каналу были прекращены сразу после начала оккупации, и это заслуга тогдашнего и. о. замглавы президентской Администрации г-на Сенченко. Он сам крымчанин, прекрасно понимал всю значимость такого шага и смог дожать этот вопрос. Это действительно нанесло очень серьезный ущерб государству-оккупанту: РФ вынуждена тратить на различные экзотические схемы водоснабжения Крыма огромные средства. В результате прекращения поставок электроэнергии РФ пришлось понести гигантские расходы на энергомост. При этом проблема полностью не решена, и такое положение продлится еще как минимум два года, пока не будет достроен четвертый блок Ростовской АЭС.

Четвертое направление - блокирование поставок товаров крымских производителей за пределы полуострова. Здесь сработали санкции США и ЕС. Сейчас, кроме поставок в РФ, наблюдается только небольшой экспорт зерна из Крыма в Северный Кипр, Сирию, Ливию, то есть в непризнанные государства и в страны, охваченные войной.

"ВД" А как себя чувствуют в Крыму украинские компании, западный бизнес?

А.К. Блокирование любых инвестиций из-за пределов Крыма - это следующее направление, и оно тоже реализовано. Благодаря международным санкциям западных инвестиций сейчас в Крыму нет и в обозримом будущем не будет. Да и российские частные инвестиции в Крым тоже не идут, поскольку там не работают крупные российские банки, так как они остерегаются санкций. На полуостров пришли только мелкие финучреждения, которые в российских рейтингах в четвертой-пятой сотне.

А направление, которое менее всего реализовано, - это блокирование деятельности в Крыму любого украинского бизнеса, особенно наших дочерних компаний. Украинская власть проявляет тут совершенно неоправданную терпимость. Но я надеюсь, что гражданское общество все-таки дожмет и эту ситуацию.

Впрочем, на деятельности украинских компаний в Крыму тоже сильно сказалась экономическая блокада. Так, возникли серьезные проблемы у г-на Фирташа. Его химические заводы на севере полуострова ("Крымский Титан" в Армянске и Крымский содовый завод в Красноперекопске) нуждаются в сырье, которое прежде поставлялось с материковой Украины. Например, это ильменитовая руда. Сейчас есть отдельные попытки левым образом доставить сырье в украинские порты, оттуда привезти на рейдовую перевалку в Керченский пролив, а там перевалить на судно, которое зайдет в крымский порт. Но я не думаю, что это спасает при тех объемах, которые нужны. По всей видимости, идут серьезные поставки из России - с Кольского полуострова, а также через РФ из дальних стран. Но, безусловно, затраты выросли, рентабельность химзаводов упала. А тот же "Крымский Титан" - это бюджетообразующее предприятие не только Армянска, а и всего Крыма.

"ВД" Кстати, как сейчас наполняется крымский бюджет?

А.К. В Крыму сводный бюджет, то есть республиканский и местные бюджеты в сумме, составлял около $1,5 млрд. Это практически обеспечивалось налогами и сборами с территории полуострова. Половина налогов шла в Киев и такая же сумма оттуда возвращалась через дотации и субвенции. То есть Крым фактически не был дотационным. Сейчас сводный бюджет Крыма в долларовом эквиваленте примерно такой же. Только собирается в него на территории Крыма в несколько раз меньше: в 2014 году - 25% , в 2015-м - 32%. А остальное, то есть 75% в 2014 году и 68% в 2015-м - это дотации из федерального бюджета РФ.

Подробный анализ, который мы сейчас делаем, говорит о том, что Крым возвращается к экономике советского периода. Тогда полу-
остров был в первую очередь вовсе не здравницей и не житницей, а военной базой, а важнейшим сектором был ВПК. Сейчас в Крыму развивается только одна отрасль - военная промышленность, включая кораблестроение, а сам полуостров вновь превращается в военную базу.

"ВД" Какими должны быть дальнейшие действия Украины в отношении оккупированного Крыма?

А.К. Необходимо безотлагательно отменить закон о СЭЗ "Крым". К тому же он сейчас действует против тех украинских граждан, которые живут в Крыму и хотят выехать оттуда. Многие из них имеют малый бизнес, движимое имущество и хотели бы его вывезти, но этот закон приравнивает такой вывоз к импорту. Также он вводит ограничения на вывоз оттуда денег, как из-за границы. Это все цензурными словами охарактеризовать нельзя. Создается впечатление, что авторы этого закона и Яценюк как тогдашний премьер делали все возможное, чтобы людей не выпустить из Крыма.

По нашим оценкам, из Крыма на материковую Украину за два года уехало 50 тыс. человек. И этот поток не окончился. В Крыму идет очень большое давление на малый и средний бизнес во всех сферах, включая туристическую. Вследствие превращения Крыма в военную базу будут всю сильнее вытесняться с полуострова крымские татары как нелояльная и притом сплоченная общность.

Нужно дать возможность всем желающим крымчанам переехать сюда. Но в то же время нужно ставить перед Западом вопрос о новых санкциях к России за Крым. Поводов более чем достаточно: это и репрессии против крымских татар, и попрание прав человека оккупационным режимом, и воровство Россией украинской собственности в Крыму, и масштабная милитаризация полуострова, которая несет угрозу не только Украине, но и черноморским членам НАТО - Турции, Болгарии, Румынии.

Наша страна должно заставить украинские компании прекратить любую деятельность в Крыму, поскольку она невозможна без признания российских законов и уплаты налогов в бюджет государства-оккупанта. И необходимо, наконец, реализовать еще одно предложение нашей стратегии: создать координирующую структуру по образу и подобию министерства экономической войны, созданного Черчиллем в Британии осенью 1939 года для блокирования гитлеровской Германии.

Опубликовано в ежемесячнике "Власть денег" № 6 (443) за июнь 2016 г.

    Реклама на dsnews.ua