Очень нужны деньги. Как Путин заманивает на родину блудных олигархов
Финансовый регулятор Швейцарии (FINMA), отвечающий за контроль над профессиональными участниками рынка капитала, ввел санкции против "Газпромбанк Швейцария", являющегося дочерней структурой российского Газпромбанка. Речь идет о запрете привлекать новых частных клиентов. Как следует из публикации в The Associated Press, швейцарский регулятор осуществил проверку более 30 местных банков, которые засветились в результате опубликования так называемого "панамского досье". Причем 20 финансовых учреждений были проверены с особым тщанием. Самое удивительное, что в результате этой операции практически никто не пострадал (у нас бы уже воспользовались поводом и "очистили" как минимум две трети фигурантов, а остальную треть - поставили на абонемент). Единственный, кто не вышел сухим из воды, - это вышеупомянутый "Газпромбанк Швейцария", который, учитывая его швейцарскую банковскую лицензию, является ключевым элементом в структурировании финансовых потоков российского газового монополиста и причастных к нему групп влияния.
Пикантности этой истории добавляет и причастность в прошлом к Газпромбанку Юрия Ковальчука, одного из ближайших соратников Путина.
Запрет, введенный относительно банка, не столь уж и критичен. Учитывая, что банк явно не работал на розницу и не расширял клиентскую базу, а обслуживал узкий круг вип-клиентов, эту санкцию можно расценить лишь как репутационный ущерб, и то относительный. Памятуя толстокожесть россиян к таким сантиментам, на работе банка это, скорее всего, не отразится. Хотя факт остается фактом - с 2016 г., когда произошла утечка "панамских райских бумаг" - это первый случай регуляторного реагирования подобного рода.
Скорее всего, газпромовцы пострадали в результате прошлых транзакций Русского коммерческого банка - именно так называлась эта компания до 2009 г., когда Газпром приобрел ее для расширения своих финансово-операционных возможностей в Европе. До этого у него была лишь финансовая компания в Люксембурге и несколько на Кипре, но ни одна из них не имела банковской лицензии. Купить "коренной" швейцарский банк россиянам тогда было проблематично, и они пошли по самому простому пути, купив уже созданный в Швейцарии Русский коммерческий банк.
Даже непосвященному понятно, что данная структура в альпийской стране занималась явно не кредитованием производителей часов, шоколада и швейцарского сыра. Скорее всего, это был достаточно активный узел по обслуживанию российской клиентуры, которая выводила в Швейцарию свои капиталы. Как показывает практика, подобные "хвосты" невозможно спрятать, и они, как скелеты в шкафу, вываливаются при первой же ревизии. Скорее всего, здесь произошло именно это - при проверке всплыли устаревшие транзакции, которые были сомнительны с точки зрения due diligence в части идентификации клиентов и недопущения отмывания денег, полученных незаконным путем.
Что будет дальше, вполне прогнозируемо: регулятор уже успел заявить, что его цель не наказать, а заставить банк вернуться в действующее правовое поле, и тогда санкции будут сняты.
Впрочем, примечательна не сама история с указанным выше банком, а тот фон, на котором она развивалась. Бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов, попавший в санкционные списки США, совсем недавно организовал встречу с опальными российскими олигархами, которая прошла в Лондоне. Чай с полонием не подавали, встреча прошла в теплой, дружественной обстановке. Среди приглашенных засветились такие известные персоны, как акционер банка "Траст" Илья Юров и собственник "Евросети" Евгений Чичваркин. Судачат, что собрался почти взвод российских младоолигархов - до 30 человек.
Как заявил Титов, все они "нормальные ребята", просто запутались, и родина должна им помочь. Большинство из фигурантов находятся в международном розыске по линии Интерпола и могут себя более-менее комфортно чувствовать лишь в Великобритании, которая, исходя из принципов инвестиционного туризма, не выдает никого, у кого в кармане есть нечто весомее одного миллиона фунтов стерлингов.
Но длительное пребывание на Туманном Альбионе чревато повреждением психики: овсянка и вечный туман делают свое неблагодарное дело.
Сама схема возвращения тоже выглядит пока достаточно туманно. Поговаривают, что есть некий список, который показали самому Владимиру Путину. Правда, его пресс-секретарь Дмитрий Песков поспешил дезавуировать эту информацию, уж слишком "самодержавно" она прозвучала накануне выборов. Поэтому вопрос, "узнает ли Родина-мать пропавших своих сыновей?" остается открытым, тем более что сыновей достаточно много.
Тем не менее уже сейчас в радикальной части российского общества, незадурманенной ересью либертарианства, звучат призывы применить против олигархов различные модели "очищения" перед народом, по аналогии с саудовским взиманием дани с принцев. Варианты могут быть различные: платишь некий входной билет и возвращаешься на родину, при этом твоя фамилия исчезает из списков Интерпола. А затем, как некогда в Золотой Орде, часть времени проводишь при дворе, но с правом выезда за границу, "на воды". Возможно, при условии, что дома останется некто ценный: жена, кот, любовница.
Тем, кто пожелает спасти свои капиталы из санкционной давильни, могут предложить и некие суррогатные российские ценные бумаги: в валюте и под гарантии государства. С процентом выше европейского.
Это особенно немаловажно, учитывая, что многие европейские банки поставили транзакции россиян "на стоп", то есть на усиленную идентификацию и проверку, в результате чего не только замедлилась скорость проведения операций, но и возник реальный риск их частичной блокировки. Деньги из РФ теперь должны быть чище, чем проповедь Папы Римского. Главные требования к россиянам со стороны европейских банковских офицеров - это раскрытие реальных бенефициаров и объяснение источника происхождения денег. И с первым, и со вторым в РФ всегда были большие проблемы: какие бенефициары, такие и источники.
Таким образом, с большим опозданием в РФ в ответ на "список Магнитского" таки подготовили "список Титова", вот только касается он не западных функционеров, а своих беглецов, утомленных западными демократическими ценностями.
В открытой части списка на данный момент 17 фамилий.
Никто из озвученных персон широкой общественности не известен. Это, так сказать, "олигархи второго сорта", уцененные. Интересные фигуранты есть в закрытой части, но они дадут согласие на огласку лишь при условии железных гарантий, что прощены. Россияне обещают сюрпризы.
При этом даже в самом списке есть некие подгруппы и фракции. Часть хочет, чтобы их простили, но оставили на Западе. К оным относится бывший функционер Газпрома Алексей Шматко. В то же время бывший вице-президент "Роснефти" Анатолий Локтионов не прочь поцеловать взлетную полосу Шереметьево.
Таким образом, мы стали свидетелями как бы разновекторного давления на российскую бизнес-элиту. С одной стороны, западный мир начал постепенную зачистку своей финансовой инфраструктуры от "мутных" россиян, причем особо не разбирая, кто из них друг режима, а кто уже лет 20 как от него скрывается. А с другой - в Кремле, где испытывают острую финансовую гипоксию, не прочь предложить опальным олигархам и подолигархикам - "чай, теплую одежду и наше радушие". Эта схема идеально ложится и в прокрустово ложе российской пропаганды: не бегите на Запад, вас там не поймут, а лучше оставайтесь в родных пенатах, где всегда можно договориться за умеренную плату.
Пока действие этих противоположных векторов давления не привело к реальным результатам. Российские олигархи на Западе прочно держат свои активы, и заманить их обратно будет достаточно трудно, ведь придется частично пожертвовать контролем над ними. Отчасти это подтверждает ситуация с Романом Абрамовичем, который, по слухам, подал прошение на получение вида на жительство в Швейцарии.
В этой связи недавняя возможная экстренная замена российского санкционного списка в США выглядит очень противоречиво, если оценивать ее с позиции традиционной конспирологии, которая уже год звучит как: "Трамп действует в интересах Москвы". Ведь если замена списка и состоялась, то она произошла как раз в интересах Вашингтона: американцы поспешили включить в него всю действующую бизнес-элиту РФ, с тем чтобы подтолкнуть ее к "правильному" решению. Но, к сожалению для Кремля, ответ на риторический вопрос "В чем сила, брат?" звучит сегодня примерно так: "В свободе финансовых транзакций".
На практике российскую бизнес-элиту, скорее всего, ждет раскол: часть последует примеру Абрамовича и осядет на Западе (у кого вовремя произошло структурирование международного бизнеса по западным стандартам и все достаточно прозрачно). Другая же часть, уж слишком завязанная на коррупционные потоки и замазанная теневыми операциями, скорее всего, очень скоро появится в рейсах на Москву, и тогда вновь прозвучит знаменитое: "Мальчик, ты не понял. Мы домой летим. Водочки нам принеси".