Алексей Савченко: Бюджет-2017 реально выполнить, только проводя реформы
Это означает, что документ как минимум прошел предварительное согласование с министерствами и ведомствами, а сам Кабмин уже вычистил из него лишние "хотелки" подопечных. Все последующие изменения, которые будут вноситься в документ - теперь на совести народных депутатов. О самом документе и перспективах его выполнения мы поговорили с заместителем председателя комитета ВР по вопросам бюджета Алексеем Савченко.
- Как бы вы охарактеризовали проект бюджета-2017? Разные аналитики дают ему самые разнообразные характеристики: бюджет "проедания", "развития", "стабильности", "стагнации". Каковы ваши впечатления?
- В первую очередь, этот бюджет реалистичный. Он намного честнее, чем те документы, которые правительства вносили в парламент ранее. Но он и сложнее для выполнения.
Когда идет война, себе дороже обманываться и закладывать какие-то нереалистичные программы, которые ты и так не собираешься выполнять. Поэтому здесь правительство было поставлено в жесткие рамки. Тем не менее, желание министерств "разогнать" расходную часть едва ли не на полтриллиона гривень - это сигнал, что далеко не все в этой стране крепко стоят ногами на земле. Кабмин эти "хотелки" пресек, оставив прирост расходов только по ключевым направлениям - социалке и обороне. И тут нечего обсуждать - это правильное решение.
Другое дело - доходная часть. Здесь есть масса нюансов, которые невозможно будет воплотить без проведения прозрачных и эффективных реформ, без важных, сложных шагов со стороны того же правительства. И я надеюсь, что внесение этих норм в документ - как раз свидетельство того, что Кабмин Гройсмана к этим шагам готов. Для ряда позиций понадобится воля Верховной рады и Президента, так что выполнение бюджета будет зависеть от слаженной командной работы. Вообще бюджет реально выполнить, только проводя реформы.
- Какие направления вы имеете ввиду в первую очередь?
- Например, предполагается, что Кабмин сможет получить 4,5 млрд. грн. ренты от добычи янтаря. Это смелый прогноз. С одной стороны, он говорит о том, что у правительства есть план действий относительно этой отрасли, ее реформирования. Зная премьер-министра, я уверен, что этот план будет эффективным, реалистичным, оптимальным для всех сторон. С другой - очень многое будет зависеть от взаимодействия с парламентом, политической воли лидеров партий, от местных властей.
Самый большой рост заложен по внутреннему акцизу - планируется получить около 65 млрд. грн. по общему фонду. Часть этих ресурсов - это индексация существующих ставок и повышение ставок на алкогольные и табачные изделия. Однако в первую очередь, это прогноз роста производства подакцизных товаров в Украине. И чтобы такой рост состоялся - необходимо создавать правильные инвестиционные условия. Иначе, если мы недополучим этих доходов бюджета, их придется покрывать либо за счет инфляции, либо за счет усиления давления на бизнес.
Из вопросов, которые были проблемными, но сейчас уже таковыми не являются - перечисление Нацбанком прибыли в размере 41 млрд. грн. в Госбюджет. Тут есть важный аспект: эти деньги не могут быть выделены, пока смету НБУ не утвердит Совет НБУ. Пока этот орган у нас не сформирован и не работает. Например, заложенные в бюджет текущего года 38,2 млрд грн именно по этой причине до сих пор не перечислены в госказну. Однако уже в ближайшее время, когда Президент утвердит свою четверку членов Совета, я уверен, этот орган в обновленном составе будет работать максимально эффективно. Поэтому вопросов с перечислением средств в дальнейшем быть не должно.
- Еще один традиционно "рискованный" источник доходов - приватизация. Каждый год закладывается большая сумма, каждый год план не выполняется. Есть ли признаки того, что в 2017 году ситуация кардинально изменится?
- Сумма в 17 млрд. грн. - если подходить системно - явно занижена. Если бы мы работали эффективнее и действительно создавали в стране нормальные условия для работы инвесторов - сумма, которую реально было бы выручить - намного больше. Действительно, показатели по приватизации не выполняются из года в год в силу разных причин и нет никаких гарантий, что в будущем году мы получим даже 17 миллиардов. Фонду госимущества нужно действовать решительнее и не идти на поводу у кликуш, которые рассказывают, что страну распродают, что сейчас слишком низкие цены на активы или нет достойных покупателей. Сегодня людей гораздо сложнее обмануть. Если вчера государственный завод работал, а сегодня он простаивает - все это видят, не нужно говорить, что это стратегическое предприятие. Это значит, что у государства нет возможностей восстановить его эффективную работу и что сегодня такой завод только расходует средства налогоплательщиков.
Другой вопрос - на что пойдут деньги от приватизации в итоге? Следуя логике, эти средства нужно направлять не на проедание (покрытие дефицита), а, например, на государственные инфраструктурные проекты.
- Третья статья, которая вызывает беспокойство - спецконфискация и ожидаемые доходы в размере более 10 млрд. грн. Накануне Рада даже не смогла внести соответствующий законопроект в повестку дня. Каковы риски недополучения средств здесь?
- Сегодня закон о спецконфискации - в стадии обсуждения, и я уверен, что в ближайшее время, после дискуссий и доработки всех спорных моментов, он будет принят парламентом и подписан президентом. Поскольку это не только экономически важная статья доходов, но и политически чувствительная тема, вопрос выполнения властью взятых на себя обязательств по возврату активов беглых чиновников.
Однако одним законом ведь дело не ограничится. До сих пор не сформирован и не работает специальный орган - Нацагентство по распоряжению "спецконфискованными" средствами. При этом мы привязали доходы от этих средств к совершенно конкретным статьям расходов, среди которых - оборона. Не исключаю, что это сделано ради того, чтобы "на бумаге" сократить дефицит госбюджета до норматива в 3% от ВВП и ускорить принятие документа в парламенте. Тем не менее, это никак не уменьшает важности такого законопроекта.
- Правительство предлагает предоставить более 31,5 млрд. грн. госгарантий за счет госбюджета. Эксперты говорят, что эти деньги, а также возможность внеплановых выпусков ОВГЗ на пополнение ресурсов Фонда гарантирования вкладов, докапитализацию банков - скрытый дефицит госбюджета. Вы считаете, что эти риски реальны?
- Если говорить о госгарантиях, то, пожалуй, это один из наиболее действенных инструментов для поддержки отечественных производителей, особенно экспортеров. И гарантии в этом году направлены именно на это - инвестиционные проекты, развитие инфраструктуры, энергоэффективность, поддержка нашего валютного "локомотива" - сельского хозяйства. Кроме того, в этом году гарантии в сумме до 6 млрд. грн. получат наши оборонные предприятия, около 18 млрд грн. (700 млн долл.) будет направлено на формирование энергетического фонда для поддержки выполнения обязательств НАК "Нафтогаз Украины". Мне кажется, это гораздо честнее, чем многомиллиардные вливания в уставный фонд, которые проводились в предыдущие годы через механизмы скрытой эмиссии. Сегодня "Нафтогаз" работает гораздо эффективнее благодаря новому менеджменту. И это уже серьезно ослабило давление на дефицит бюджета.
Что касается средств для пополнения ресурсов Фонда гарантирования вкладов, то тут все будет зависеть от того, насколько эффективно Фонд будет продавать активы ликвидируемых банков, от того, остановится ли, наконец, "банкопад", стабилизируется ли работа банковской системы. Здесь также многое будет зависеть от стабильной работы госбанков, которые могут потребовать докапитализации, от качества надзора Национального банка и от правоохранительных органов, которые должны эффективно расследовать уже существующие случаи мошенничества на банковском рынке.
- Рост социальных стандартов заложен всего на 10%. Достаточно ли этого, учитывая те темпы инфляции и девальвацию национальной валюты, которые мы сегодня наблюдаем?
- Это сложная тема, поскольку обычные граждане, в первую очередь, ожидают, чтобы любые действия правительства и парламента положительно отражались на их кошельке. Но здесь Кабмин поступает честно и декларирует повышение, подчеркну, минимальных стандартов - в рамках ожидаемого роста экономики. Было бы неправильно обещать увеличить зарплаты и пенсии, например, вдвое, когда ресурсов едва хватает для того, чтобы обеспечивать даже существующие потребности.
Тот рост, который заложен, на 2% превышает прогнозируемый темп инфляции - это "сдержанный оптимизм", демонстрация того, что мы не стоим на месте и это положительный тренд. В то же время правительство должно осуществлять меры по дерегуляции экономики, созданию условий для прихода новых инвесторов, появления новых рабочих мест, роста экономики. Который, в свою очередь, даст ресурсы для дальнейшего повышения социальных стандартов.
Безусловно, вокруг этой чувствительной темы еще будут дискуссии. Однако я считаю, что они должны вестись не с точки зрения популизма, а с точки зрения прагматических, государственнических подходов. Не нужно спрашивать у правительства или бюджетного комитета, почему мы поднимаем социальные стандарты на такую-то цифру, нужно предлагать варианты, как это изменить. И вместе обсуждать, насколько это возможно.
- В этом году правительство впервые просчитало макропоказатели на три года вперед, продемонстрировав перспективы роста, но при этом эксперты достаточно скептически отнеслись к этим расчетам, поскольку у нас слишком непредсказуема ситуация с курсом валюты. Как вы расцениваете реалистичность таких прогнозов и подход в целом?
- Ссылаться на нестабильность курса в данном случае не совсем корректно. У нас де-факто рыночное курсообразование, поэтому мы, по большому счету, объективно не можем знать, каким конкретно будет курс даже через неделю. Что мы точно можем делать, так это создавать условия для положительного баланса, превышения экспорта над импортом, увеличения добавленной стоимости товаров, которые экспортируются. А для этого нужны инвестиционные условия.
Среднесрочное планирование - это важный положительный сигнал для инвесторов, что Кабмин не только полагается на показатели календарного года, но и прогнозирует их развитие в перспективе. Для любого бизнеса стратегическое планирование - одна из ключевых основ нормального функционирования. То же можно сказать и о государстве. Эти показатели могут меняться, прогнозы вообще могут не совпасть с фактическим положением дел, особенно если будет продолжаться война, если мировая конъюнктура будет неблагоприятной для наших экспортеров. Но это нормальный рабочий процесс.
- Как на развитие страны повлияет выделение МВФ очередного транша кредита?
- Как и предсказывали эксперты, на экономику повлияет не сама сумма, а факт продолжения сотрудничества с Фондом, подтверждение, что страна двигается в правильном направлении, осуществляя необходимые реформы. Впрочем, нельзя забывать, что сегодня МВФ - это наш единственный крупный международный кредитор, поскольку остальные попросту боятся вкладывать деньги в эту страну. Поэтому создание условий для прихода инвестиций, реформа судебной системы, правоохранительных органов, дерегуляция - все это должно стать приоритетом для дальнейшего увеличения количества рабочих мест, роста экономики.
Первый эффект от транша МВФ уже есть - это размещение еврооблигаций под госгарантии США на сумму 1 млрд. долларов под самую низкую в истории Украины ставку в размере 1,471% при ожидаемых 2,5%. В отличие от транша МВФ, который пойдет в резервы НБУ, эти кредитные средства - реальные "живые" деньги, которые можно будет использовать на инфраструктурные проекты, на другие важные потребности государства. Тот факт, что мы получили такой ресурс по сниженной ставке - уже сигнал инвесторам: риски сокращаются, в эту страну можно вкладывать ресурсы. Я думаю, это только начало положительных изменений.