Ахметов не хочет быть в расчете
Война России против Украины на Донбассе перешла из вооруженной стадии в экономическую . За период конфликта местные энергетические предприятия сформировали колоссальные долги, которые сейчас им начали предъявлять к оплате. Рассчитываться с кредиторами нечем, но энергетики уже нашли выход в замораживании собственных счетов. Первым этот опыт удачно применили в ГП "Региональные электрические сети". На подходе — дистрибуционные предприятия из группы ДТЭК Рината Ахметова.
До российско-украинской войны компания "Региональные электрические сети" (РЭС) отличалась от остальных участников энергорынка только одним: наличием монопольных прав на эксплуатацию энергетической инфраструктуры всех государственных шахт страны. Новый признак уникальности госпредприятие приобрело в конце прошлого года, когда инициировало свою же процедуру банкротства. Такое решение юристы объяснили желанием сохранить платежеспособность компании. Правда, получилось с точностью до наоборот: статус банкротящегося предприятия подразумевает мораторий на удовлетворение требований кредиторов, а значит, долги РЭС оказались фактически замороженными.
Как долго ГП будет тянуть с оплатой, не знает никто. Правда, уже сейчас достаточно причин говорить о том, что счет пойдет на годы. Первая: сбыт электроэнергии госпредприятие осуществляло исключительно госшахтам, а так как 80% из них оказались захвачены сепаратистами, оно фактически осталось без целевой аудитории. Вторая: в РЭС уже во всю начали играть в затягивание процесса банкротства. Это стало понятно несколько дней назад, когда предприятие стало требовать от Торгово-Промышленной Палаты выдачи сертификата, которым был бы засвидетельствован факт форс-мажорных обстоятельств по его ключевым договорным обязательствам.
Основная аргументация РЭС заключается в том, что в зоне АТО органы государственной власти не действуют, из-за чего предприятие лишено возможности собирать деньги со своих местных контрагентов, и как следствие — рассчитываться с кредиторами. Правда, от этого последним не легче.
Более скромные, но такие же впечатляющие суммы "Энергорынку" должно еще как минимум три дистрибьютора: ООО "Луганское энергетическое объединение" Константина Григоришина, ПАО "Донецкоблэнерго" и ПАО "ПЭС-Энергоуголь" Рината Ахметова. Двум последним "Энергорынок", как сообщала "ДС", выставил счета в нынешнем году: Донецкому облэнерго — на 2 млрд грн., а "ПЭС-Энергоуголь" — на 700 млн грн. Добровольно рассчитываться не захотели ни там, ни там, потому выяснять отношения с должниками ГП пошло в суд. Больше того, по обоим эпизодам "Энергорынок" уже даже получил первые результаты: 21 апреля Хозяйственный суд Донецкой области принял сразу два решения, которыми частично удовлетворил его претензии и взыскал с компаний около 1,5 млрд грн. и 600 млн грн. соответственно. Правда, эта дата не станет отправной точкой в расчетах сторон, поскольку, по данным "ДС", на них уже поданы апелляции самим истцом.
Как сообщили "ДС" в ДТЭК, взыскиваемые "Энергорынком" долги сформированы в форс-мажорных условиях. А раз так, то решение этой проблемы должно быть комплексным. "Большая часть задолженности возникла до 1 мая 2015 года, до принятия постановления КМУ №263 "Об особенностях регулирования отношений в сфере электроэнергетики на территории, где органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия". До 1 мая 2015 г. вопрос поставок электроэнергии на временно неконтролируемые территории фактически не был урегулирован — предприятия покупали электроэнергию в "Энергорынке" и поставляли ее потребителям, но оплаты не получали. Сейчас вопрос задолженности потребителей в зоне проведения АТО и погашения долгов за потребленную электроэнергию предприятиями ЖКХ, госшахтами и госпредприятиями на контролируемой Украиной территории необходимо решать на государственном уровне", — объяснила "ДС" позицию группы глава департамента по внешним коммуникациям "ДТЭК Энерго" Ирина Милютина.
По ее словам, менеджмент Ахметова также готов рассмотреть вариант реструктуризации выплаты долгов "Донецкоблэнерго" и "ПЭС-Энергоугля". В общем, при любых условиях "Энергорынку" не стоит рассчитывать на оперативное получение денег. А если в ГП все-таки будут проявлять настойчивость, его донецкие оппоненты вполне могут пойти по пути ГП "Региональные электрические сети", инициировав собственное банкротство.