690 шагов Шмыгаля. Куда заведет Украину план приоритетных действий правительства

План, рассчитанный до конца этого года, — это скорее перечисление благих пожеланий и напоминалка о небольших, но пока не сделанных делах. Решить серьезные проблемы, руководствуясь им, не получится

УНИАН

Кабинет Министров утвердил План приоритетных действий правительства до конца нынешнего года 9 сентября. В огромном документе (348 страниц) 690 пунктов, которые названы шагами, в качестве дедлайнов указаны названия месяцев.

Многие пункты программы очень неконкретные, по ним нет четких KPI, что позволит чиновникам потом рассказывать байки о том, как им удалось "расширить и углубить". Хороший пример – п. 6 "Расширение сфер сотрудничества аграрного диалога Украина – ЕС". Ожидаемый результат – "расширение присутствия отечественной аграрной продукции на рынке ЕС".

Вообще-то, этим успешно занимается частный аграрный бизнес, но у чиновников появляется возможность записать усилия частников на свой счет, отчитаться о выполнении. Тем более что в данном случае индикатор – Проект обновленного меморандума о взаимопонимании. Получается, госслужащие сами себе дали задание бумажку написать, сами исполнили (написали), сами отчитались о выполнении.

И так по очень многим пунктам – это просто перечисление того, что украинская власть в любом случае должна сделать в рамках своих международных или внутренних обязательств. Причем существенная часть из них предусматривает, скажем прямо, не самые значительные действия. Такие, как п. 372 "Проведение обследования пункта санитарной обработки транспорта "Оране".

Но есть в представленном документе ряд других пунктов, очень значимых для Украины. Их премьер-министр Денис Шмыгаль особо выделил в своем выступлении на заседании Кабмина 9 сентября. Их, а также некоторые другие мы и рассмотрим подробнее.

Работа с ЕС над "промышленным безвизом" и обновлением Соглашения об ассоциации

В рамках подготовки Украины к переговорам с ЕС о т. н. промышленном безвизе правительство планирует подготовить более 30 евроинтеграционных законопроектов. Это подается как программа "Путь в Европу". По сути, это механизм, благодаря которому украинские производители промпродукции смогут продавать свои товары на европейском рынке, не получая при этом товарные сертификаты ЕС.

Однако эксперты критически оценивают саму идею промышленного безвиза. По их мнению, в реальности общее торговое пространство выгодно европейцам лишь тем, что оно дает возможность продавать в Украине свою продукцию беспошлинно или с минимальными ставками.

Финансовый аналитик Алексей Кущ по этому поводу говорит: "В ЕС прекрасно понимают, что промышленный безвиз для наших чиновников – такая же политическая блажь, как ЗСТ с Канадой, и такая же бессмысленная, как проект ЗСТ с Албанией".

Наработка законопроекта о свободной экономической зоне для IТ-отрасли

Украинскому правительству и президенту не дают покоя лавры Александра Лукашенко, который создал в Беларуси собственный государственный "заповедник" для IT-бизнеса – "Парк высоких технологий" (ПВТ). С практически безналоговым режимом, огромными по белорусским меркам зарплатами, элементами английского права и т.д. (Правда, сейчас IT-специалисты из ПВТ, массово бегут в Украину.)

Владимир Зеленский периодически выдает инициативы по созданию украинской "Кремниевой долины" при поддержке и, соответственно, под контролем государства. Однако пока у украинского IT-сообщества эти инициативы отклика не находят: там считают, что государству лучше не вмешиваться, а просто не мешать, создав благоприятные условия для IT-бизнеса на всей территории Украины. Но, судя по плану Кабмина, там все-таки пока хотят сделать "заповедник", аналогичный белорусскому.

Продление на полгода после карантина моратория на госконтроль и проверки бизнеса

Это своевременная инициатива. Бизнесу, особенно малому и среднему, она поможет – а с ним и всей экономике страны. Вот только чтобы не получилось потом так, что налоговики начнут оправдывать падение собираемости налогов невозможностью проводить проверки.

Поддержка экспорта через обновление соответствующего агентства

Речь про экспортно-кредитное агентство (ЭКА), наподобие таких, которые есть во многих странах мира. Есть оно и в Украине, но не работает. Напомним, в 2016 г. ВР приняла Закон "Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров/услуг украинского происхождения…", в котором прямо сказано о необходимости создания ЭКА, с подробным описанием функций. По плану оно должно было начать работу в 2017-м, но тогда на структуру просто не нашли денег. В 2018-м что-то завертелось, в Минэкономразвития тогда сообщали, что агентство будет заниматься страхованием, перестрахованием и предоставлением гарантий по договорам, обеспечивающим развитие экспорта. Оно также будет участвовать в выполнении программ частичной компенсации процентной ставки по экспортным кредитам и предоставлять консультации экспортерам.

Но… не получилось. Помешал тот же закон, по которому оно и было создано. В нем предусмотрен перечень кодов продукции, которую будет поддерживать ЭКА: машиностроение, самолетостроение, кораблестроение и строительные услуги. Но Минэкономразвития резонно заявляло, что деятельность ЭКА должна распространяться на все группы товаров. Поэтому профильное ведомство не позволяло украинскому ЭКА выдавать гарантии экспортерам.

"Перезапустить" ЭКА правительство собиралось в июне нынешнего года, но пока там только разрабатывают линейку страховых продуктов.

Создание Фонда развития сельских территорий

Фонды, финансируемые из бюджета, редко бывают эффективными, а иногда порождают коррупцию. Пока что сложно судить, как будет на этот раз. Но есть простой и понятный способ развивать село – поддерживать отечественных агропроизводителей, прежде всего средних и мелких (а крупным – не мешать). Вот и все, аграрии все сделают сами, ведь развитые сельские территории – это прежде всего в их собственных интересах.

Введение стимулов для молодых семей, которые хотят начать фермерское хозяйство

Еще одна отличная идея, но тут не очень понятно: кто и как будет отбирать желающих. Кто сможет получить пресловутый стимул? Только селяне? Или городская семья, желающая переехать в провинцию и обзавестись хозяйством? Будет ли для них требование иметь аграрное образование и/или опыт? Кто будет принимать решение?

Введение "нулевой декларации", то есть амнистия капиталов

В предвыборной программе Владимира Зеленского в числе главных решений после прихода к власти упоминалась амнистия капиталов, конкретнее – налоговая амнистия теневых доходов населения и бизнеса за 5% от суммы. Планировалось сделать это быстро, но, как видим, дело затянулось, хотя соответствующий проект закона №1232 был внесен в парламент, но так и не был вынесен в зал.

Понятно почему: подводных камней тут великое множество, эксперты ломают копья, приводя очень убедительные аргументы как "за", так и "против" подобной амнистии. В августе Зеленский снова актуализировал тему и пообещал, что нужные законодательные изменения примут до конца года. Точные ставки пока что не называются, однако в СМИ попала информация о 2,5% (если деньги тратили на покупку государственных ценных бумаг) и 10% (за все имущество, кроме недвижимости, авто, прав интеллектуальной собственности).

Законопроект о накопительной пенсионной системе

Еще один очень дискуссионный вопрос, который обсуждается годами, но без заметного эффекта. С одной стороны, реформа объективно назрела, и ее форма может быть только одной – постепенный переход от солидарной пенсионной системы к накопительной.

С другой стороны, сегодня экономическая ситуация такова, что сохранить и тем более приумножить собранные средства крайне сложно. Частные пенсионные фонды может постигнуть та же судьба, что и многие банки, "погибшие" за последнее десятилетие.

По словам Дениса Шмыгаля, накопительные пенсии будут выплачивать наряду с солидарными (то есть нынешними). "Когда ты выходишь на пенсию, то можно этот бонус сразу снять, а можно его растянуть во времени", – пояснил премьер. Например, если ежемесячно откладывать на накопительный счет по 7% от зарплаты, то на пенсии можно будет получать дополнительную выплату в размере 10,2% от последней зарплаты.

Создание нового органа по расследованию экономических преступлений

Это авторы документа так говорят о Бюро экономической безопасности Украины (БЭБУ). Так будет называться новый правоохранительный орган, закон о котором Верховная Рада приняла в первом чтении 3 сентября. Тут главная претензия в том, что вместо независимого и дееспособного органа расследований Украина может получить полностью подконтрольную президенту новую спецслужбу, которую нетрудно будет использовать для экономического давления на противников действующей власти.

Приватизация крупных госпредприятий

Кабмин вознамерился исполнить указ президента годичной давности, приватизировав такие предприятия, как "Объединенная горно-химическая компания", "Одесский припортовый завод" (ОПЗ), завод "Электротяжмаш", угольная компания "Краснолиманская", "Президент-отель", "Одесский нефтеперерабатывающий завод".

Задумка отличная, но есть две проблемы. Во-первых, быстро приватизировать не получится, ведь из-за карантина с весны были остановлены все процедуры по подготовке документов на их приватизацию – а это, без преувеличения, горы бумаг.

Вторая проблема – более государственного значения. Приватизировать "вкусные" активы в кризис – не самая удачная затея, ведь это означает продать их задешево. Тут подход "деньги очень нужны" потом может вылиться в досаду от того, что "по дешевке продали", в политические обвинения и неуклюжие попытки государства "национализировать взад". Что на пользу имиджу Украины точно не пойдет.

Поддержка отечественной промышленности

Тут Кабмин предлагает ряд мер, от очень общих (п.133 "Проведение консультаций с бизнес-ассоциациями и товаропроизводителями") до достаточно конкретных (п.134 "Обеспечение поддержки участия отечественных производителей в зарубежных выставках-ярмарках").

Что касается первого, то можем с уверенностью сказать: все бизнес-ассоциации Украины и без того регулярно подают в правительство свои предложения. Тут планировать специальные консультации – только бумагу переводить. А вот помощь в участии в выставках-ярмарках – это очень кстати.

Проиллюстрируем на примере виноделов. Крупные винодельческие хозяйства остались в оккупированном Крыму, а в остальной Украине виноградарством и виноделием занимаются в основном небольшие (фермерские, семейные) хозяйства, которым сложно конкурировать на рынке. Малые фермерские хозяйства не могут реализовать нужное количество товара за границей, так как для этого им надо представлять его на мировых выставках, а это сложно и очень затратно для одиночных производителей. Тут как раз государство и способно помочь.

Один из основных пунктов по поддержке промышленности — это введение критерия локализации при госзакупках машинопродукции, у которого есть как ярые сторонники (в том числе большинство парламентских фракций и сами производители), так и не менее завзятые критики из числа неолиберальных экспертов и членов предыдущего правительства.

Как видим даже по перечисленным пунктам, правительственный План тянет на годы работы и вряд ли может быть реализован за менее чем четыре месяца. При этом сам факт составления такого объемного документа нельзя назвать веховым событием, поскольку самые значительные идеи в нем — это давно анонсированные проекты.