5 рецептов спасения банков

"ДС" выбрала наиболее показательные финансовые катастрофы, преодоление которых может многому научить Украину
Фото: uptrade.ru

С конца 70-х годов XX в. системные финансовые кризисы потрясли более 80 стран, причем некоторые - не единожды. К началу XXI в. Всемирный банк в своем докладе насчитал 117 локально-национальных кризисов. И это не считая глобального коллапса 2008-2009 гг., вызвавшего серию кризисов в национальных банковских системах. Все они в итоге сделали (надолго или нет - второй вопрос) местную банковскую систему сильнее. Возможно, воспользовавшись накопленными знаниями сейчас, можно достичь того же эффекта, не доходя до крайности.

Центробанк Чили стал посредником

Одной из главных причин чи­лийского кризиса 1981-1984 гг. стал бум кредитования. За три года до его начала объем займов частному сектору удвоился, превысив 50% ВВП в 1981 г. Параллельно резко вырос внешний долг: накануне кризиса 53% ВВП составляли финансовые обязательства перед транснациональными банками. После остановки притока заимствований платежи по долгам превысили кредиты, инвесторы начали выводить средства. Банковские спекуляции достигли апогея, ставки по кредитам взлетели. В 1984 г. властям пришлось провести реорганизацию банков: под контроль государства попало 40% активов кредитных учреждений. Часть долга и гарантии взяло на себя правительство. Первоочередной мерой стало усиление контроля над деятельностью банков, введение жесткой системы надзора. На поддержку финучреждений центробанк направил значительный кредит. Часть потерь переложили на акционеров проблемных финучреждений. Была проведена реструктуризация половины банковских долгов. Центральный банк играл роль посредника: он заимствовал средства у платежеспособных финучреждений и помогал проблемным. Проб­лем­ные банки получили кредиты в облигациях ЦБ. Ре­струк­ту­ризация по этой схеме проходила без национализации и продажи. В результате кризиса экономика обвалилась на 16%, расходы на ее восстановление достигли более 40% ВВП.

"Азиатские тигры" добили слабых

В 1997 г. грянул азиатский кризис, который стал следствием перегрева местных экономик (т. н. "азиатских тигров"). В начале 1990-х гг. в азиатские банки хлынул поток иностранных инвестиций, что позволило финансистам ослабить контроль над выдачей кредитов. Многие местные банкиры ссужали деньгами, руководствуясь дружескими, семейными и политическими связями (феномен, который стал известен как "кумовской капитализм"). Ре­­зу­ль­­татом стал рост дефолтов среди заемщиков, а вслед за ним продажа инвесторами азиатских активов и валютный кризис. В итоге местные валюты резко обесценились: южнокорейский вон упал на 47%, таиландский бат - на 45%, индонезийская рупия - на 56%, а курсы акций упали. Это повлекло за собой банкротство ряда банков и других кредитно-финансовых институтов.
Больше всего от кризиса пострадали Индонезия, Корея и Таи­ланд. Им пришлось обратиться за финпомощью к МВФ, который выделил порядка $35 млрд. Другие источники обязались предоставить финансирование "азиатским тиграм" на сумму приблизительно $85 млрд, хотя не все эти средства были получены.

Чтобы остановить обвал локальных валют, временно была ужесточена денежно-кредитная политика, повышены процентные ставки. Но главное, были проведены реформы в финансовом секторе: неплатежеспособные финансовые учреждения были закрыты, жизнеспособные - рекапитализированы. Проводилось укрепление надзора и регулирования в банковской системе. Одно-временно правительства оказывали поддержку самым социально-незащищенным слоям граждан, выплачивая субсидии.

Россия предпочла дефолт

17 августа 1998 г. Россия вынуждена была объявить "технический дефолт" по своим долговым обязательствам и отпустить курс рубля. Среди главных его причин - огромный госдолг, низкие мировые цены на сырье и "пирамида" государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ было не в состоянии расплатиться в срок. К 1998 г. общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приблизилась к $10 млрд в год, тогда как резервы Центробанка составляли $24 млрд. При этом власти удерживали завышенный курс рубля.

Власти Кипра вынуждены были пойти на экстраординарную меру - "стрижку" незастрахованных депозитов в обоих банках. Средства вкладов объемом свыше 100 тыс. евро были частично обменены на акции банков, потери крупных вкладчиков составили порядка 30%

После дефолта российская валюта резко девальвировала: ее курс в августе 1998 - январе 1999 гг. упал в три раза. Это привело к всплеску инфляции, банкротству многих предприятий и ряда банков, включая крупнейшие. Вслед за девальвацией началась паника вкладчиков. За несколько месяцев рублевые вклады населения сократились на 22%, валютные - более чем вдвое. Кризис надолго подорвал доверие иностранных инвесторов и населения к национальной валюте и банковской системе. Хотя впоследствии та же девальвация дала импульс развитию экспортоориентированного бизнеса и предприятий, конкурирующих с импортом. Падение курса рубля уравновесило платежный баланс и подтолкнуло к самому быстрому с 1990 г. росту ВВП. Но экономико-институциональный импульс кризиса оказался недолгосрочным и был исчерпан уже в 2003 г.

Кредиты от ФРС и национализация от ЕЦБ

Предвестником финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 г., стал ипотечный кризис в США. Из сферы недвижимости проблемы перекинулись на реальную экономику и банковский сектор. Результатом первой волны кризиса стал крах в мае 2008 г. пятого по величине американского инвестиционного банка Bear Stearns. 15 сентября 2008 г. банк Lehman Brothers обратился в суд с заявлением о банкротстве и с просьбой о защите от кредиторов. Банкротство этого финучреждения стало крупнейшим в истории США.

Чтобы поддержать банки, администрация Соединенных Штатов в 2009 г. объявила программу выкупа обесцененных банковских активов, дав понять, что не собирается национализировать финучреждения. Кроме того, Федеральная резервная система (ФРС) просто завалила банкиров кредитами. Всего американский Центробанк выдал крупнейшим финучреждениям страны кредиты на $1,2 трлн - сумму, равную дефициту бюджета США за 2010 г. По данным Bloomberg, крупнейшими получателями господдержки стали Morgan Stanley, Citigroup и Bank of America. С августа 2007 г. по апрель 2010-го они получили от ФРС $107,3 млрд, $99,5 млрд и $91,4 млрд соответственно.

Вслед за США финансовый кризис накрыл европейскую экономику. Но в отличие от Америки правительствам европейских стран пришлось национализировать банки, спасая их за деньги налогоплательщиков. Среди наиболее пострадавших государств оказалась Исландия. Там банкротами были признаны три крупнейших банка - Kaupthing, Landsbanki и Glitnir. Власти страны вынуждены были их национализировать и обратиться за поддержкой к МВФ. Исландия стала первой с 1976 г. западной страной, которая получила кредит фонда. В Великобритании первый шаг к фактической национализации крупных банков был сделан в октябре 2008 г., когда правительство рекапитализировало Royal Bank of Scotland и Lloyds на $62 млрд в обмен на акции. До этого были национализированы два небольших банка - Northern Rock и Bradford&Bingley.

Кипр "постриг" депозиты

В марте 2013 г. экономика Кипра оказалась в преддефолтном состоянии. Стране вышел боком крен экономики в сторону оффшорного бизнеса, чересчур раздутый банковский сектор, а также проблемы соседей - на балансах местных банков оказалось слишком много проблемных греческих долговых обязательств. Евросоюз и МВФ решили помочь Кипру деньгами, пообещав 10 млрд евро. Но при этом было поставлено условие: еще 13 млрд евро Никосия должна собрать сама. По требованию международных кредиторов была проведена реструктуризация Bank of Cyprus, а другой крупнейший на острове Popular Bank (Laiki) ликвидировали. Власти также вынуждены были пойти на экстраординарную меру - "стрижку" незастрахованных депозитов в обоих банках. Средства вкладов объемом свыше 100 тыс. евро были частично обменены на акции банков, потери крупных вкладчиков составили порядка 30%. Почти треть всех депозитов в кипрских банках принадлежала иностранцам.

Таким образом, впервые в истории еврозоны вкладчикам пришлось в принудительном порядке участвовать в стабилизации финансового рынка страны. Чтобы предотвратить бегство капиталов накануне введения налога, кипрские банки были закрыты на две недели. После их открытия минфин страны ввел временный жесткий лимит на снятие наличных и операции со счетами.