• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

2019 год для малого и среднего бизнеса: под знаком возвращения проверок (ИНФОГРАФИКА)

Для украинских предпринимателей один из главных вызовов 2019-го — возвращение государственных проверок. А также то, как к ним отнесется бизнес-сообщество, которое теперь готово не договариваться, а отстаивать свои интересы, при необходимости — в суде
Фото: 061.ua
Фото: 061.ua
Реклама на dsnews.ua

Итак, 1 января утратил силу мораторий на проведение проверок бизнеса, установленный Законом "О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности". Напомним, что мораторий был введен в 2014 г. в ситуации жестокого кризиса, когда сохранить национальный бизнес надо было любой ценой.

Тогда это решение принималось с целью прекратить давление на предпринимателей со стороны контролирующих органов, чтобы исключить фактор коррупции и стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Первоначально возобновить проверки предполагалось в 2018-м, но потом было решено продлить мораторий еще на год. Однако на 2019-й уже продлевать не стали.

Впрочем, прежними проверки тоже не будут. Еще в октябре 2018 г. пресс-служба Кабмина сообщила, что инспекционная система в Украине трансформируется в направлении рискоориентированного подхода. "Инспекционные органы будут фокусироваться на прозрачной оценке субъектов хозяйствования и предотвращении рисков, а бизнес - знать, когда и почему к нему придет инспектор", - говорилось в заявлении пресс-службы.
То есть с 1 января предприятия больше не будут проверять по формальному принципу. Уже работает интегрированный интернет-портал inspections.gov.ua, на котором инспекционные органы (всего их в Украине 33) открывают информацию о своих проверках. Судя по опубликованным на портале данным, в 2019-м больше всего проверок выпадает на долю сельскохозяйственных компаний, предприятий розничной и оптовой торговли, строительных компаний, а также представителей транспортной отрасли, пищевой промышленности и управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Наибольшее количество плановых проверок проведет ГСЧС - 76,3 тыс., Госпродпотребслужба - 21,7 тыс., Госслужба по вопросам труда - 17 тыс., Минэкологии - 10,2 тыс. Также запланировано 5 тыс. проверок со стороны налоговиков и 3,6 тыс. - со стороны архитектурно-строительной инспекции. При этом, например, Государственная фискальная служба (ГФС) в свой план-график включила бизнесы с объемами задекларированных доходов за 2017-й в размере 1,14 трлн грн.

Как указывают многие эксперты, со стороны государства наиболее дотошными могут оказаться проверки налоговой и трудовой инспекций, поскольку от их эффективности во многом будет зависеть наполнение госбюджета. Другая проблема, также не раз всплывавшая на государственном уровне, состоит в том, что длительный мораторий привел к существенному ухудшению качества продуктов питания в магазинах Украины.
Именно поэтому Госпродпотребслужба уже предупредила: в 2019 г. операторов рынка пищевой продукции ее сотрудники будут проверять неожиданно. То есть контролеры не будут предупреждать о своем визите за исключением тех случаев, когда предупреждение является необходимым условием обеспечения эффективности контроля.
При этом операторов рынка будут предупреждать об аудите постоянно действующих процедур, основанных на принципах системы оценки рисков. Происходить это будет не позднее чем за три рабочих дня до осуществления такого мероприятия.

К кому в гости придет ГФС

Реклама на dsnews.ua

О налоговых проверках, наверное, стоит сказать особо. Плановых проверок малому и среднему бизнесу пока опасаться не стоит: в нынешнем году ГФС займется "охотой на мамонтов". Плановым проверкам подвергнутся самые крупные налогоплательщики, работающие в четырех отраслях экономики - металлургической, фармацевтической, в сфере торговли бытовыми приборами и розничной торговли горючим, а также их контрагенты, задействованные в цепочках поставки товаров, работ и услуг.
В частности, по информации пресс-службы ведомства, речь идет о 132 предприятиях металлургической отрасли с общим объемом доходов 155,6 млрд грн, 45 компаниях фармацевтической отрасли (совокупный объем доходов 76,3 млрд грн), 16 субъектах сферы торговли бытовыми приборами (19,4 млрд грн), 179 предприятиях торговли горючим (129,9 млрд грн). В географическом плане наибольшее количество проверок ожидается в компаниях Киевской, Харьковской и Одесской областей.

В случае с проверками ГФС как раз и будет наиболее очевиден рисковый подход к их назначению. Согласно приказу Минфина речь идет о компаниях, которые имеют уровень уплаты налога на прибыль или НДС ниже уровня оплаты по соответствующей отрасли; задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения налогом на прибыль; имеют отношения с контрагентами, находящимися в розыске, а также ликвидированными или обанкротившимися; имеют противоречия налоговых обязательств и налогового кредита.

Проверки неблагонадежных фирм будут комплексными: в соответствии с приказом "Об утверждении Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков", помимо основного списка подозрительных компаний, ГФС также будет обязана проверять их подразделения, дочерние предприятия и контрагентов. Банки, страховщики, участники рынка ценных бумаг, постоянные представительства и представительства нерезидентов тоже включаются в плановые проверки.

Но бизнесу важно помнить: внеплановые проверки со стороны налоговиков никто не отменял. Представители ГФС могут также прийти по решению суда в случае подозрений, что нарушается налоговое законодательство (то есть на основании оперативных данных), в случае подачи недостоверных данных в отчетности, а также на основании жалоб от компаний-контрагентов. Более того, другие службы также могут передавать налоговикам информацию о предполагаемых нарушениях.

Cтатья, под которую наиболее часто попадают субъекты при проверке ГФС, - это 212-я УК Украины "Уклонение от уплаты налогов". Здесь владельцам и руководителям бизнеса нужно быть особенно внимательными к собственным сотрудникам. Даже простая ошибка, совершенная бухгалтером, может повлечь за собой тяжелые последствия - штраф в размере до 2 тыс. необлагаемых минимумов или даже лишение свободы.

Сыграет ли фактор выборов

Консультанты, непосредственно работающие с малым и средним бизнесом, предупреждают: предпринимателям надо быть готовыми к проверкам, связанным с начислением и уплатой основных налогов. Непосредственная причина - увеличение расходной части бюджета более чем на 100 млрд грн, которые надо откуда-то взять. А бизнес за четыре года жизни почти без проверок расслабился и не особо внимательно следит за соблюдением всех формальностей, в том числе налоговых.

Значит, будут проверять соблюдение кассовой дисциплины и использование кассовых аппаратов. Минфин серьезно намеревается добиться максимальной фискализации операций малого бизнеса, а злоупотреблений в этой сфере предостаточно, причем зачастую лежащих на виду. В свою очередь, налоговики будут особенно внимательно отслеживать такие вопросы, как уплата НДС, акцизов, налога на прибыль.

Также для малого бизнеса, в котором очень высока доля неофициальной занятости, болезненными могут оказаться последствия проверок, проведенных трудовой инспекцией. Они тоже могут быть не только плановыми: причиной может стать не только обращение сотрудников о нарушениях трудового законодательства, но и сообщения других органов госконтроля, решение суда, жалобы профсоюза, информация Госстата, Пенсионного фонда, ГФС.

Тема отдельного разговора - это взаимоотношения проверяющих и проверяемых. Во всех ведомствах, уполномоченных проводить проверки, сегодня указывают, что "возврата к прошлому не будет", и теперь правовые взаимоотношения прописаны куда более четко, а полномочий у проверяющих поубавилось.

С одной стороны, проверяемым компаниям нужно понимать: все требования инспекторов о предоставлении им документов и их копий, доступа к помещениям, рабочему месту являются законными. С другой - инспекторы теперь не имеют права изымать оригиналы бухгалтерских, финансово-хозяйственных, других документов, компьютерную технику, средства хранения данных.

О плановой проверке служба, которая будет ее проводить, обязана сообщить компании или предпринимателю за 10 дней, а также представить необходимые документы: направление на проверку, приказ о ее проведении, служебные удостоверения проверяющих. Любая служба имеет право проверять только те вопросы, которые входят в сферу ее компетенции (но не забываем о том, что проверяющие могут и должны делиться информацией друг с другом). Максимальная продолжительность трудовой проверки - 10 дней; инспекторы из налоговой могут работать на объекте от 10 до 30 дней в зависимости от размеров бизнеса.

Еще о правах проверяемых: по закону все действия проверяющих можно фиксировать на фото и видео. Руководитель или владелец бизнеса также имеет право обжаловать результаты проверки, указав свои претензии в акте, составляемом инспектором. Далее эти претензии обязано будет изучить руководство контролирующего органа. После чего оно даст на претензии официальный ответ - это уже документ, с которым при необходимости можно обратиться в суд.

Впрочем, совсем необязательно действия инспектора, который нашел нарушения, будут такими уж жесткими. В случае трудовых проверок почти всегда дается срок на устранение нарушений. Если до повторной проверки они не были ликвидированы, тогда уже накладывается штраф.

В свою очередь, налоговая, как правило, выписывает штрафы сразу, по факту найденных нарушений. Например, при выявлении неуплаты налогов инспектор ГФС насчитывает налоговые обязательства, добавляя к ним штраф в размере 25%. А если за следующие три года нарушения обнаружатся повторно, штраф увеличится до 50%. Ну и, понятное дело, помимо штрафа, насчитывается пеня.

Из позитивного: с нынешнего года срок обжалования акта налоговой проверки продлен до 10 рабочих дней (прежде было пять дней). На выдачу налоговых уведомлений-решений сотрудникам ГФС выделяется 15 рабочих дней (прежде - 10 дней). Решение может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе в течение 10 рабочих дней (ранее было тоже 10 дней, но календарных).

"Я думаю, что большая часть назначенных проверок все-таки не будет проведена. Их отложат, перенесут на следующий год или что-то еще сделают, - сказал в комментарии для "ВД" частный предприниматель Алексей Федорчук. - Потому что выборы, и власти не захотят будоражить народ. А предприниматели - очень активная часть населения, они молчать не станут. К тому же многие действительно уже отвыкли от проверок, привыкли действовать свободно. Власти, конечно, придется в определенной степени закрутить гайки, но вряд ли она будет делать это в нынешнем году".

Не только проверки: что предлагают бизнесмены

Украинский совет бизнеса (УСБ) и Союз украинских предпринимателей в начале февраля сформулировали собственное видение предпосылок для роста экономики в Украине. По их мнению, на первом месте (и вне всякой конкуренции) здесь находится принятие налога на выведенный капитал. В целом же коалиция предпринимателей, объединяющая 73 бизнес-ассоциации и более 35 тыс. предприятий, представила 10 основных пунктов, реализация которых поможет оживиться не только бизнесу, но и украинской экономике в целом.

Также в списке приоритетов снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. По мнению украинских бизнесменов, это позволит сделать украинский рынок рабочей силы намного более прозрачным. Сегодня же из-за значительного налогообложения и работодателю, и работнику в большинстве случаев выгодно лишь отчасти формализовать свои отношения - например, значительную часть зарплаты выплачивать "в конверте".

На самом деле это не выгодно ни одному, ни другому, но альтернатива тут - невозможность развивать бизнес при нынешних ставках налогов на фонд оплаты труда. Конечно, чтобы сделать трудовые отношения цивилизованными, простого снижения налогов недостаточно.

Поэтому еще один пункт в списке предложений УСБ гласит, что государству следует принять меры по внедрению современного трудового права, основанного на свободе трудового договора. Тут же - упрощение формальностей, связанных с трудоустройством, и уменьшение штрафных санкций за нарушения трудового законодательства.

Позиция бизнеса понятна: отношения между работником и работодателем должны быть максимально простыми и понятными, а защитой социальных прав трудящихся должно заниматься не государство, а профсоюзы.

Среди других пунктов интересным выглядит предложение создать единое ведомство, которое бы занималось расследованием экономических преступлений. Соответственно, должны быть ликвидированы разнообразные экономические подразделения правоохранительных органов, а также налоговая милиция.

Понятно, что предпринимателям так намного проще: есть одна, условно говоря, "экономическая полиция", и если ты перед нею чист, то спишь спокойно, зная, что из других ведомств уже не придут в погонах и с теми же самыми вопросами. С другой стороны, жизнь есть жизнь, а коррупцию пока не побороли. Сегодня, если экономический преступник откупился от проверяющих из одного ведомства, это не дает ему гарантии, что и другие оставят его в покое или что они окажутся столь же сговорчивыми. Преимущество конкуренции...

Хотя в последнее время украинский бизнес все же более уверенно себя чувствует в спорах с государством и предпочитает не "договариваться", а отстаивать свою правоту. Например, в четвертом квартале 2018 г. предприниматели жаловались в Совет бизнес-омбудсмена на 39% чаще, чем в третьем. Как сообщила пресс-служба этого органа, последние три месяца прошлого года Совет бизнес-омбудсмена получил 427 жалоб от бизнеса и закрыл 236 дел. Всего же с момента начала деятельности совета (октябрь 2014 г.) финансовый эффект для бизнеса уже превысил 13,35 млрд грн. По большей части бизнесмены обращались за защитой по налоговым вопросам, а также из-за действий правоохранительных органов и государственных регуляторов.

Причем, как указывается в представленном отчете, чаще всего на фискальные службы жаловались оптовики и дистрибьюторы. В свою очередь, частные предприниматели больше были недовольны работой правоохранительных органов. Строительным компаниям досаждали органы местного самоуправления, а крупным аграрным холдингам - различные государственные регуляторы.

К слову, теперь решать хозяйственные споры в Административном суде будет немного проще, поскольку изменен порядок уплаты судебного сбора. Его максимальная сумма с 1 января сокращена с 600 тыс. до 20 тыс. грн. При судебном решении в пользу физического лица при споре с юридическим лицом именно юрлицо возмещает судебный сбор.

Татьяна Кузьмич
Адвокат АК "ПРАЙМ" K.A.C. Group

Государство включает активный режим мытаря

Минувшей осенью в формате дискуссионного клуба "ДС" разгорелся горячий спор на тему влияния законодательных новаций на малый и крупный бизнес. Накал страстей участников двух команд был спровоцирован одним вопросом ведущего: кого в большей степени касаются все те запланированные законодателем "покращення" - крупных плательщиков либо же представителей малого и среднего бизнеса? 2019 год наступил. И вместе с ним заработал Закон "О валюте и валютных операциях" - раз. Снят мораторий на проверки кон-тролирующих органов - два. Парламент перешел в активную фазу слушания проекта закона о налоге на выведенный капитал. Пожалуй, на этом уже можно остановиться, чтобы сделать некоторые выводы по части влияния этих новшеств на бизнес-среду.

Отпуск валюты в свободное плавание моментально отразился на спекулятивном курсе, покупку валюты можно совершать онлайн со смартфона, импортеры радуются закупке валюты под контракт день в день, экспортеры - продлению срока возврата валютной выручки, сжат перечень поднадзорных операций регулятора, отменена необходимость регистрации займов от иностранных кредиторов в НБУ. Балансирующим элементом таких по- слаблений для малого и среднего бизнеса послужило снятие моратория на проверки. Откровенно говоря, в последнем варианте действовавшего моратория было так много исключений, что его функция была сведена к номинальной. К тому же чиновники на местах научились обходить куцые остатки запретов нехитрыми ноу-хау. Минуя необходимость согласия высшего эшелона власти, не находя оснований для собственно такого разрешения в период действия моратория, коррупционеры прибегали к анонимным письмам-обращениям от якобы пострадавших граждан. И эта схема успешно работала. Когда же адвокат с пристрастием добивался получения исходников-заявлений "потерпевших" в контролирующий орган, указание обратного адреса не проживающего в данном населенном пункте Петренко В. В. в виде абонентского ящика смущало исключительно адвоката. Тот самый контролирующий орган этот нюанс начинал волновать существенно позже - после обжалования и отмены решений. В тех ситуациях, где предприниматель был последовательным и шел до конца.

Чего ждать от окончательного снятия моратория - ясно. В случае отмены налога на прибыль поставленный ему на замену налог на выведенный капитал не сможет быть компенсатором бюджетной дыры. Государство включает активный режим мытаря в поиске баланса. Вопрос лежит исключительно в плоскости возможностей физической обработки объявленных планов. Графики проверок и комплексных проверок составлены и опубликованы. Список зашкаливает. Будет ли он успешно обработан и насколько облегчатся карманы МСБ на размер штрафов-санкций-доначислений, покажет время. Со своей стороны хотела бы усилить уверенность бизнеса в необходимости админи-стративного и судебного обжалования результатов проверок. Статистика по отмене доначислений хорошая и показывает положительную динамику роста.

    Реклама на dsnews.ua