200 тыс. новых бизнесов во время войны. Почему это не повод для оптимизма
На фоне полномасштабной войны в Украине появляются новые компании и частные предприниматели. Чем они занимаются и как сильно влияют на экономическую ситуацию?
Согласно исследованию YouControl, с 24 февраля 2022 г. по 12 февраля 2023 г. в Украине было зарегистрировано 17,1 тыс. новых компаний и 178,5 тыс. физических лиц-предпринимателей (ФОПов). Точнее, речь идет как об открытии новых бизнесов, так и о переоформлении уже работающих на новые юридические лица. Как видно из инфографики, после почти "мертвого" марта этот процесс резко оживился и несколько притормозил только в октябре-декабре, когда страна столкнулась с новым вызовом — массовыми отключениями электричества в результате террористических ударов врага.
- освобождение северных регионов, впоследствии Харьковщины и до конца года более 50% территорий, захваченных врагом после 24 февраля;
- адаптация бизнес-процессов компаниями, в том числе путей поставок сырья и сбыта готовой продукции. Большую роль в этом сыграла правительственная поддержка и политические договоренности — в частности, открытие зернового коридора с августа позволило не только вывозить украинское зерно морем, но и высвободить часть сухопутных (железнодорожных и автомобильных) каналов для перевозки других грузов.
- в меньшей степени — релокация бизнеса: в рамках этой программы на конец января перемещено 790 предприятий, 80% из которых, по данным Минэкономики, возобновили работу на новом месте, что сохранило или создало несколько десятков тысяч рабочих мест.
Новый бизнес: каков он?
Среди видов деятельности, которые сейчас развиваются в Украине, преимущественно услуги. Капиталоемкое производство отстает. Так, новооткрытые предприятия больше всего занимаются неспециализированной оптовой торговлей — 7,7%, выращиванием зерновых, бобовых и масличных культур (5,4%) и предоставлением в аренду недвижимого имущества (4,1%).
Среди ФОПов наиболее популярны следующие виды деятельности: компьютерное программирование: 20,9 тысячи, почти 12% всех новичков, розничная торговля в неспециализированных магазинах (6,2%), грузовой автомобильный транспорт (5%).
"На популярность отраслей для открытия новых бизнесов в первую очередь влияли два фактора. Во-первых, расчет на получение внешней валютной выручки (IT, агро, экспорт древесины). Во-вторых, потребительский спрос населения на базовые продукты первой необходимости, поддерживаемый на макроуровне стабильностью бюджетных выплат, которые имели смешанное эмиссионно-грантовое происхождение (розничная торговля, транспортные перевозки, строительство, рестораны, парикмахерские и т.п.)", — отмечают аналитики YouControl.
Однако следует отметить, что такая структура деловой активности, ориентированная на базовые потребности или быстрый валютный доход, не является оптимальной на перспективу, поскольку экономика еще больше подвергается влиянию меняющихся рыночных (и, конечно, политических и военных) факторов. Мы вернемся к этому вопросу.
Еще один аспект исследования YouControl касается географического распределения новых бизнесов. Здесь все более-менее ожидаемо.
Больше всего зарегистрировано в столице — 36% новосозданных компаний и 15% ФОПов. На втором городе Львов, куда подальше от войны выезжают граждане и релоцируется бизнес — 9,2% новых компаний и 8,6% ФОПов. На третьем — Днепр как промышленный центр и один из ключевых центров притяжения переселенцев из районов боевых действий: в городе зарегистрировано 7,6% новых предприятий и 8% ФОПов. Хотя понятно, что речь часто идет о перерегистрации бизнесов, выведенных с оккупированных или просто опасных территорий.
Метрики падения и восстановления
Несмотря на то, что факт открытия более 17 тыс. компаний и почти 180 тыс. ФОПов в год войны не может не радовать, самой этой статистики недостаточно, чтобы сделать выводы, насколько бизнес действительно адаптируется к новым реалиям. А такое понимание очень важно для разработки государственной политики, корректного прогнозирования и принятия решений на уровне бизнеса.
Исследование YouControl проливает свет на проблему с одной стороны — перспективы открытия бизнесов. Так, по результатам календарного 2022 г. количество новооткрытых компаний сократилось вдвое — с 42,1 до 20,8 тыс. (-50,7% по сравнению с 2021-м), а ФОПов — с 296,4 до 201,3 тыс. (-32,1%). Хотя по последнему показателю регистраций было все равно больше, чем ежегодно в период с 2011 по 2016 гг. С компаниями все однозначно плохо: имеем антирекорд как минимум за 13 лет.
Однако, чтобы составить полную картину, следует рассмотреть еще несколько параметров: как много вообще предприятий и ФОПов в Украине, сколько из них полностью или в значительной степени приостановили деятельность или закрылись.
К сожалению, нет официальной информации об общем количестве компаний и ФОПов, которые перестали работать за этот период, поскольку Госстат приостановил публикацию данных именно о действующих субъектах хозяйствования. Однако последнее обновление по результатам 2021 г. дает представление о порядке цифр: в 2021 г. официально осуществляли деятельность 1,96 млн субъектов хозяйствования, из которых почти 371 тыс. предприятий и 1,59 млн ФОПов. Подчеркнем, что это статистика за период и по бизнесам, которые точно работали. Данные на определенную дату о просто зарегистрированных ФОПах понемногу обновляются: по состоянию на 1 января таких было 1 359 002, а на 1 октября — уже 1 409 430 (+3,7%). Статистика по зарегистрированным коммерческим юрлицам (за исключением неприбыльных организаций и учреждений) менее показательна: формально их количество по состоянию на начало этого года, как и в прошлого, балансирует на уровне 1,2 млн.
Можем заключить, что 180 тыс. новых ФОПов или десятки тысяч компаний — это лишь небольшая часть всех бизнесов в Украине. К тому же пока точно не известно количество закрытых предприятий и предпринимателей, снявшихся с регистрации, за период полномасштабного вторжения. Но даже при отсутствии этой информации можно сделать вывод, что приведенные данные о вновь открытых (и перерегистрированных) бизнесах не являются ключевым показателем деловой активности.
В то же время есть другие метрики изменений в деловой среде. Согласно опросу "Состояние и перспективы бизнеса в условиях войны", проведенному рядом аналитических центров в сотрудничестве с Офисом развития предпринимательства и проектом "Дія.бізнес", 26,5% предприятий полностью или почти полностью остановили работу на конец 2022 г. Правда, видим определенный позитив по сравнению с концом осени, тогда на фоне массовых отключений электричества почти треть предприятий оставались полностью или почти полностью неактивными.
При этом индекс деловой активности, рассчитываемый авторами исследования и показывающий способность бизнеса наращивать товарооборот и создавать рабочие места, просел с середины прошлого года, так и не восстановившись.
Следует упомянуть и свежий опрос среди членов Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), согласно которому 83% компаний сообщили о падении доходов в прошлом году. Но позитив можно увидеть в том, что, несмотря на трудности, все фирмы, принявшие участие в опросе, работали, к тому же 54% из них — в полном объеме (+10 п.п. по сравнению с октябрем).
Все это корреспондируется с макропоказателями: по результату 2022 г. ВВП Украины упал на 30,4%, а уровень безработицы достиг 26% (3,2 млн человек).
Из сказанного очевидно, что общую экономическую ситуация отражает не столько количество открытых или закрытых бизнесов (оно не очень большое в относительном измерении), сколько падение объемов деятельности тех, кто продолжает работать. Еще один фактор — большая ориентация экономической активности на базовые потребности и быструю валютную выручку. Вспомним топ-10 самых популярных видов деятельности в новосозданных компаниях — в списке вообще нет промышленности. И это при том, что в структуре украинской экономики (по довоенным данным) к промышленности относились 13,2% всех действующих предприятий (49,1 тыс. из 370,9 тыс.), больше было только в торговле. Мы понимаем вызовы, с которыми пришлось столкнуться капиталоемким производствам, начиная от физического разрушения (чего стоит уничтожение Мариуполя как промышленного центра) и завершая разрывом каналов поставок. Но на фоне выхода российских производителей из западных рынков и Украины у промышленного сектора появились новые возможности. О них мы подробно писали в отдельной статье.
Следовательно, украинский бизнес тяжело, но проходит спровоцированный войной кризис, не без положительных событий. Однако радость по поводу создания любых новых компаний и ФОПов должен усилиться прагматизмом. Сейчас самое время для политики поддержки тех производителей, кто выпускает или может выпускать продукцию со внушительной добавленной стоимостью, которая завоюет рынки и обеспечит страну стабильным потоком валютной выручки, а украинцев — рабочими местами.