• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

100 дней без программы. Как стартовало "правительство карантина"

За традиционно предоставляемое новому руководителю время "на раскачку", новый глава Кабмина не смог представить внятную программу действий. Но с ролью "пожарника" справился

Реклама на dsnews.ua

"Вали все на коронавирус"

В четверг, 11 июня, премьер-министр Денис Шмыгаль провел пресс-конференцию на тему "100 дней правительства". По его словам, они были очень непростыми, поскольку пришлось тратить основные силы и ресурсы борьбу с распространением коронавируса в Украине.

Напомним, 4 марта на внеочередном заседании, созванном по требованию Владимира Зеленского, Верховная Рада отправила в отставку правительство Алексея Гончарука. В тот же день парламент назначил на должность премьер-министра Дениса Шмыгаля и утвердил состав нового правительства - 21-го в истории Украины. Но не полностью: первые три месяца оно работало без нескольких министров. На должность министра культуры и информационной политики только 4 июня назначили Александра Ткаченко.

За первые 100 дней из правительства ушли министр образования и науки Юрий Полюхович, министр здравоохранения Илья Емец, министр финансов Игорь Уманский (МОЗ с 30 марта возглавляет Максим Степанов, Минфин - с того же дня Сергей Марченко). При этом Игорь Уманский ушел с должности с большим скандалом.

Два министра - энергетики и защиты окружающей среды Ольга Буславец и образования и науки Любомира Мандзий все еще остаются в статусе временных исполняющих обязанности.

Пандемия Covid-19 дала новому главе Кабмина уникальную возможность: измерять эффективность своей работы не результатами, которые показывает экономика, а сохраненными (гипотетически) человеческими жизнями. Ход, конечно, беспроигрышный. Но хотелось бы все-таки увидеть программу действий правительства, а не "противоэпидемической команды".

В поисках программы

Реклама на dsnews.ua

Напомним, что недовольство депутатов новым премьером впервые проявилось еще при рассмотрении в марте проекта пересмотра бюджета на 2020 г. - Рада тогда отправила кабминовский вариант на повторное первое чтение.

Первый проект программы деятельности правительства зарегистрировали в парламенте 13 апреля, хотя сам документ появился еще 2 апреля. Однако комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики направил документ на доработку. Причина проста: в правительственной программе практически отсутствовали какие-то цифры. Возможно в правительстве не хотели делать неблагодарных прогнозов, но все же без четких экономических параметров принимать программу действий правительства нелогично. В общем, документ дорабатывают до сих пор...

Наконец Кабмин решил разбить программу деятельности на две части: антикризисный раздел и долгосрочные приоритеты деятельности. Часть из этих заданий появились в другом документе. В конце мая Кабинет Министров опубликовал основные положения "Программы стимулирования экономики для преодоления последствий, вызванных ограничительными мерами по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни". За громоздким названием скрывался объемный документ, на 88 страниц почти что одной только инфографики.

Выглядело все очень красиво и внушительно, к тому же и в самом документе перечислялось множество (более 90) аналитических и экспертных центров, бизнес-ассоциаций и отдельных компаний (в том числе из сегментов малого и среднего бизнеса), помогавших правительству разрабатывать эту программу.

Первоначально программа "с условием ее доработки" была представлена 27 мая - но не опубликована в полном объеме, как полноценный документ. По словам Шмыгаля, одно из главных заданий правительства - обеспечить приоритет украинского производителя: для поддержки экономики были разработаны меры по шести секторам.

Так или иначе, но 100 дней прошло, а у правительства до сих пор нет внятно сформулированной программы действий на ближайшие пять лет...

Между пандемией и экономикой 

Первые 100 дней Кабмин был вынужден не столько заниматься развитием страны, сколько организовывать жизнь в условиях пандемии коронавируса. С 12 марта - в Украине был введен общегосударственный карантин и объявлена чрезвычайная ситуация. Закрылись границы, остановилось международное и внутреннее пассажирское сообщение, пришлось возвращать домой в общей сложности более 230 тыс. граждан Украины.

Кабмин тогда много критиковали за чрезмерно "ранний и строгий" карантин, с остановкой всего общественного транспорта в стране и запретом работы для целых отраслей. Потом - за ненадлежащее обеспечение медиков защитными средствами и в целом финансирование медицины (речь о задержке выплат 300%-й надбавки медикам). 

Одной из самых больших проблем, с которыми пришлось справляться новому Кабмину, была задача поддержки малого и среднего бизнеса, катастрофически пострадавшего от карантинных мер.

Однако законопроекты, призванные помочь бизнесу и самозанятым гражданам, принимала ВР, и не вина Кабмина, что парламентарии смогли дать наиболее пострадавшим секторам экономки только скупые льготы.

Но тут надо помнить, что изменения в государственный бюджет Украины на 2020 г., увеличили дефицит бюджета до почти 300 млрд грн ($11,02 млрд), или втрое. Так что средств на прямую финансовую поддержку бизнеса или даже граждан у страны нет.

Благо после ослабления карантина малый бизнес начал быстро наверстывать упущенное. По данным платформы для работы с открытыми данными Опендатабот, число вновь зарегистрированных ФОПов уже превысило докарантинные показатели. Только за последнюю неделю было зарегистрировано 7269 малых предпринимателей и 1119 новых компаний - почти на 100 компаний больше, чем за неделю до карантина.

Но это, конечно, вовсе не заслуга правительства. У премьера, напомним, были другие идеи - такие, как поддержка экономики через массовое строительство дорог силами безработных и вернувшихся в Украину заробитчан. Общественность, правда, эту инициативу не оценила.

В числе других дел нового Кабмина - долгожданное подписание "Меморандума о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики" с ассоциациями некоторых инвесторов. То есть некоторые игроки "зеленой" энергетики согласились на снижение тарифов для уже действующих станций и введение аукционов по годовым квотам поддержки "зеленой" энергетики.

Принято решение об электронных аукционах при аренде коммунального и государственного имущества. Проще говоря, правительство пытается сделать прозрачной очень высококоррупционную сферу, в которой потери местных бюджетов составляли миллиарды гривен.

С 1 июня в Украине заработала система автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД - она давно создавалась, но все время что-то мешало ее запустить.

Принято постановление об электронных паспортах в приложении "Дія", что стало ключевым шагом в деле диджитализации страны. Этим может гордиться Министерство цифровой трансформации: теперь паспорта в смартфоне официально являются цифровыми аналогами бумажных документов.

Наконец, договоренность с МВФ - тоже отчасти заслуга Кабмина под руководством Шмыгаля. Правда, в данном случае значительную часть тех же денег при иной экономической политике можно было бы получить не как stand-by на довольно жестких условиях. На фоне пандемии Covid-19 Украина имела все шансы получить антикоронавирусный заем, предоставлявшийся любой стране в размере до 50% своей квоты в фонде. Эти ресурсы выделялись под минимальную процентную ставку, на более длительные сроки, чем обычные кредиты, и практически без каких-либо предварительных условий.

Макроэкономических показателей, которые позволили бы оценить эффективность работы кабинета Дениса Шмыгаля, пока недостаточно. Но видно, например, что падают показатели промышленного производства: в апреле оно сократилось на 16,2% по сравнению с апрелем прошлого года, в марте спад составил 7,7%. По данным Госстата, за первые четыре месяца этого года спад промпроизводства достиг 7,9%.

Доходы госбюджета в мае составили 73,38 млрд грн - на 2,2% меньше планового показателя и на 29,6% - прошлогоднего, свидетельствуют данные Государственной казначейской службы (ГКСУ). Общий фонд бюджета в мае получил 63,9 млрд грн - в соответствии с планом, но это на 32,3% меньше прошлогоднего показателя. А в целом в январе-мае госбюджет получил 388,22 млрд грн, что на 10,1% меньше плана и на 9% меньше прошлогоднего показателя за этот период. В том числе общий фонд за пять месяцев этого года получил 338 млрд грн - отставание от плана составило 11,6%.

Таможня в мае принесла 18,6 млрд грн, что на 14,2% меньше плана. По итогам пяти месяцев она отстает от ожидаемого уровня на 24,7%.

Зато налоговые поступления в мае превысили план на 9%, оставаясь на 8,5% ниже мая-2019 - 43,16 млрд грн. Впрочем, по итогам января-мая налоговая недовыполнила план на 4,3% при поступлениях в 180,67 млрд грн.

А пока нам остается наблюдать и продолжать выходить из карантина.

    Реклама на dsnews.ua