"Свобода" подхватывает лесные схемы "семьи"

В то время как отечественные деревообрабатывающие предприятия закрываются из-за дефицита сырья, две третьих украинской древесины уходит на экспорт

Кампания по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями в Госагентстве лесных ресурсов Украины, анонсированная ее новым главой - "свободовцем" Валерием Черняковым, забуксовала. Участники лесного рынка ожидали, что новоиспеченный босс первым делом возьмется за скандально известное детище своего предшественника Виктора Сивца - госпредприятие "Укрлесконсалтинг". Эта компания, в которой сосредоточены фактически все рычаги влияния на лесное хозяйство, уже не первый год продуцирует и контролирует все схемы в отрасли.

Лесной бизнес "семьи" Януковича

Новая метла не стала торопиться с ликвидацией схем. Напротив, главный лесник страны решил взять их под свой контроль. Одним из его первых кадровых решений стало назначение на должность гендиректора "Укрлесконсалтинга" своего человека - Стефана Стефановского. В лесном деле он новичок, зато имеет солидный опыт работы на руководящих должностях. В свое время Стефановский успел поработать директором департамента пруденциального надзора Госфинуслуг, руководителем филиала земельного кадастра в одном из самых богатых на земельные скандалы пригородов Киева - Бориспольском районе, начальником управления внутреннего аудита Госказначейства, заместителем руководителей концернов "Авиация Украины" и "Энергокомплекс". На прежних коррупционных деяниях ГП "Укрлесконсалтинг" новое руководство решило не акцентировать внимание, а новые задачи компании были обозначены весьма расплывчато.

Реальный объем экспорта лесоматериалов никому не известен. В Гослесагентстве
утверждают, что в тени находится всего 0,5% операций с древесиной. Участники рынка
говорят о 20%, а экологи - о 50%

ГП "Укрлесконсалтинг" создавалось под официальным предлогом мониторинга рынка леса. На самом деле детище главного лесника Януковича выполняло совсем иные функции: определяло, сколько древесины будет продано на внутреннем рынке и сколько пойдет на экспорт, подыскивало среди иностранных компаний "правильных" покупателей, согласных платить раздельно за лес и за так называемые маркетинговые услуги. Формально экспортом леса занимались лесхозы, но без разрешения "Укрлесконсалтинга" они не могли выбирать покупателя и устанавливать цены.

В 2010 г. основными покупателями экспортируемого Украиной круглого леса являлись турецкие фирмы - переработчики древесины. В 2011 г., когда за дело взялся "Укрлесконсалтинг", состав партнеров изменился. Новые договоры заключались уже с фирмами-"прокладками", зарегистрированными в Великобритании и на принадлежащих ей островах, а также в США и Новой Зеландии. Именно у этих посредников приходилось покупать лес деревообрабатывающим компаниям. К примеру, в 2011 г. лесхозы продали только двум посредникам - фирмам Eloderio Ltd и LIGO - 154,7 тыс. кубометров дуба, что составляет 24% от общего объема реализованной лесопродукции. Древесину продавали по бросовой цене - 320 евро за кубометр, в то время как среднемировая цена на аналогичную продукцию составляла от 500 до 600 евро за кубометр. В результате такой аферы эти фирмы получили навар порядка 400-470 млн грн. О конечных бенефициарах компаний-"прокладок" можно только догадываться. Хотя сам Виктор Сивец неоднократно упоминал, что работает под патронатом сына экс-президента - Александра Януковича.

Иностранным покупателям, имеющим представительства в Украине, лес сбывали по другой схеме. Им в обязанности вменили заключение договора на маркетинговые услуги. Контракты приходилось подписывать с фирмами, зарегистрированными в Панаме, Новой Зеландии и других экзотических странах. Платежи за древесину шли непосредственно лесхозам, а деньги за "дополнительный сервис" оседали на оффшорных счетах этих фирм. Стоимость услуг последних за последние семь лет возросла с $6 до $12 за кубометр.

Все лучшее - на экспорт

Прибыли, которые чиновники получали от схем, заставляли их наращивать экспортные поставки древесины, а не продажи на внутреннем рынке. За последние три года экспорт из страны необработанных лесоматериалов вырос почти на четверть - с 2,8 млн до 3,4 млн куб. м. "Основной составляющей экспорта является сырье, необработанная древесина. Она всегда пользуется спросом на европейском рынке", - говорит президент Ассоциации мебельных деревообрабатывающих предприятий и организаций Украины "Мебельдеревпром" Сергей Сагаль. Хотя это лишь верхушка айсберга. Реальный объем экспорта никому не известен . В Гослесагентстве скромно утверждают, что в тени находится всего 0,5% операций с древесиной. Участники рынка говорят о 20%, а экологи - о 50%. Часть незаконно вырубленного леса вывозится за границу, оставшееся сырье перерабатывается внутри страны в нелегальных мебельных цехах и столярных мастерских.

Коррупционная модель торговли лесом привела к ценовому парадоксу: начиная с 2007 г. на внутреннем рынке стоимость лесопродукции растет, а экспортные цены за это время даже снизились на 3% (в то время как в Германии, например, они выросли на 24%). Украинские экспортные цены сейчас чуть ли не вдвое ниже европейских и не подчиняются законам рынка. Зато цена за "маркетинг" в этот период повысилась в два раза. Прежнее руководство Гослесагентства уверяло, что за границу продавалась исключительно невостребованная на внутреннем рынке древесина. Однако, по словам лесников, как минимум 30% всего объема леса, который заготавливали лесхозы, вообще не выставлялось на аукционы на внутреннем рынке, а сразу шло за границу. "С 2006 года экспорт ежегодно увеличивается, невзирая на рост количества украинских предприятий, которые ликвидируются из-за отсутствия сырья", - констатирует директор Ассоциации деревообрабатывающих предприятий Прикарпатья Игорь Соболевский. Так, за последние три года только в Ивано-Франковской области было закрыто 2 тыс. деревообрабатывающих предприятий.

"Лесная" схема обогащения чиновников остается невероятно прибыльной и эффективной. Поэтому у нынешних руководителей лесного хозяйства необыкновенно велик соблазн оставить существующую коррупционную модель, с тем чтобы взять ее под контроль и выбиться в первые ряды "экономической элиты" Украины.