"Ореховая" проблема. Почему Красная книга превратит Днепр в череду болот
"Деловая столица" продолжает серию публикаций в рамках дискуссионной панели "Водный путь Е40. Зачем поднимать радиоактивный ил со дна Припяти и везти его в Киев?", которая состоится в Киеве 9 апреля. Ее цель - найти баланс между экономическими выгодами и экологическими рисками в ходе реализации данного проекта.
Две группы активистов
Экологических активистов можно условно разделить на две группы. Одни считают, что лучший способ содержать природу в порядке - это вообще не вмешиваться. Естественные биологические процессы сами все урегулируют, а человек только привнесет свойственный ему хаос.
Сторонники такого подхода уверены, что леса не нужно чистить от валежника и бурелома, а реки - от ила и водной растительности. А нашествие жука-короеда в лесу или превращение реки в болото - это не беда, природа мудра и со временем все решит сама.
Экологи из другой группы, наоборот, считают, что раз уж природа все равно подвержена мощному антропогенному воздействию, то человек просто обязан поддерживать порядок в окружающей среде. Не только убирать за собой мусор, но и вырубать сухостой в лесу, углублять русла рек и чистить их от вредоносных растений.
В развитых странах давно уже следуют рекомендациям экологов второй группы. А в Украине - такое впечатление, что победили сторонники первого подхода. При этом власти, возможно, и рады были бы делать "как в Европе", но есть вечная проблема нехватки финансирования. А если говорить прямо - комплекс проблем, включающий лень, безответственность, коррумпированность, невежество, воровство и просто безразличие к окружающей среде.
Днепр в беде
За последние 25 лет в нашей стране исчезло более 10 тыс. малых рек, утверждают в Ассоциации рыболовов Украины. Уже давно почти не ведутся мелиоративные работы по расчистке заиленных истоков, реки мелеют и пересыхают. К тому же в последние годы наблюдается сильное маловодие - реки наполняются только на 70% от нормы. При этом интенсивно застраиваются их берега, что также оставляет реки без воды.
Во многом это относится и к Днепру, который обеспечивает водой более 30 млн жителей. Почти 10 тыс. предприятий ежегодно сбрасывают в него более 10 куб. км стоков. Главная река Украины мелеет и зарастает илом, наполняется разной "химией". Мониторинг днепровской воды в районе Киева регулярно показывает превышение предельно допустимых концентраций по всевозможной отраве. Основная причина - устаревшие гидротехнические сооружения, бесконтрольная застройка берегов, а также варварская промышленная и аграрная деятельность.
В целом состояние водной экосистемы Днепра по совокупности гидробиологических показателей отвечает третьему классу качества воды - умеренно загрязненная. Но каждый год периодически доходит до четвертого класса - сильно загрязненная вода. Происходит это в результате цветения сине-зеленых водорослей в жаркую погоду. Они богаты белком, который при разложении выделяет токсичные вещества - фенолы и бензолы. После этого называть воду Днепра питьевой уже никак нельзя.
Изменить ситуацию могло бы углубление реки, расчистка ее дна. Тогда проточность воды резко бы выросла, река обновлялась быстрее и вредные вещества в ней не накапливались. Но пока идет обратный процесс. Как говорит директор Института проблем природопользования и экологии НАН Украины, член-корреспондент НАН Аркадий Шапарь, Днепр - это уже не река, а система зарегулированных болот. На Днепре построено восемь ГЭС, из-за чего течение практически исчезло, и весь мусор с берегов, который смывается дождями в реку, не выносится в море, а оседает на дне. В результате река мелеет и загрязняется. Из-за того что скорость течения снижена, природные свойства самоочищения реки нарушены. Так, ученые подсчитали, что с 1932 г., когда построили Днепрогэс, количество сине-зеленых водорослей, которые очень сильно загрязняют реку, увеличилось в миллион раз.
Пережил динозавров, переживет и людей
Отдельная большая экологическая проблема: каскад Днепровских водохранилищ превращается в цепочку болот из-за того, что в нем бесконтрольно размножается специфическое растение - водяной орех (он же чилим, рогульник, бычья голова). Это реликтовое растение - оно появилось еще до эпохи динозавров и успешно их пережило - сегодня занимает тысячи гектаров акватории водохранилищ Днепровского каскада и речных заливов.
Семена водного ореха не утрачивают всхожести в течение 40-50 лет. Один куст занимает 5 кв. м воды и дает от восьми до десяти кустов на следующий год. Плодовитость его колоссальна. Под зарослями чилима - тысячи гектаров мертвой воды, ведь туда не пробивается солнечный свет и редко заходит рыба. Водяной орех твердым слоем покрывает поверхность Днепра, а стебель его достигает 3 м.
По логике, реки нужно чистить от водяного ореха, и чем быстрее - тем лучше. Но нельзя: водяной орех внесен в Красную книгу. При этом в европейских странах после того, как водяной орех разросся, его исключили из Красных книг. Чилим остался заповедным только у нас.
В Минприроды признают, что водяной орех нужно исключить из Красной книги и говорят, что просят Институт ботаники провести соответствующие исследования. Однако в Институте ботаники говорят, что к ним по этому вопросу никто официально не обращался. Но при этом согласны вычеркнуть из Красной книги те виды ореха, которые действительно вредят рекам. Но это должно утвердить Минприроды, которое заявляет, что впервые слышит о подобном...
Между тем в Красную книгу водяной орех внесен как один вид, но на самом деле, по словам ученых, есть девять его видов, семь из которых - действительно редкие, тогда как оставшиеся два, собственно, и убивают реки. Как распутать эту коллизию, чиновники пока не знают.
Все это означает, что очевидная бюрократическая глупость (или коррупционная задумка как вариант) может просто не позволить Украине принять участие в проекте строительства европейского водного пути Е 40, который должен по рекам соединить между собой Балтийское и Черное моря. А ведь Европейский Союз выделяет на
Е 40 12 млрд евро, которые могли бы пойти в том числе на очистку и восстановление всего русла Днепра.
Из-за отсутствия внятной государственной политики по использованию рек, из-за того, что в стране нет закона о внутренних водных путях, Днепр оказался предоставлен сам себе. От легендарной украинской реки всякий стремится что-то получить, но мало кто старается принести ей пользу. Так что не стоит удивляться, когда в какой-то момент мы обнаружим, что и быть судоходным Днепр окончательно перестал.
Основная проблема, более всего заметная в теплое время года, - это цветение воды. Поскольку Днепр сейчас - это каскад водохранилищ, его проточность низкая. Сине-зеленые водоросли растут там, где нет проточной воды, на прогреваемом солнцем мелководье. Катализатором этого процесса являются различные моющие средства, содержащие фосфаты. Это выбросы автомоек и химчисток, которые незаконно подключаются к ливневой канализации. Сильнее всего цветет Кременчугское водохранилище.
Что касается водяного ореха, то в Киевском водохранилище это растение каждый год затягивает более 50 кв. км водной поверхности, в Каневском - более 35 кв. км. Всего пять лет неконтролируемого разрастания водяного ореха привели к падению рыбопродуктивности Киевского водохранилища на 35-40% - около 400 т товарной рыбы в год. Если так пойдет и дальше, то по водохранилищу можно будет ходить, а не плавать.
Также важная проблема - обмеление Днепра. Многочисленные его притоки вбрасывают в русло реки множество твердых частиц, которые оседают на дне, снижая глубину. А значит, снижается и судоходность, и проточность: река заболачивается.
Регистрируйтесь на дискуссионную панель "Водный путь Е 40. Зачем поднимать радиоактивный ил со дна Припяти и везти его в Киев?" 9 апреля.
Читайте также: