• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Куда пишут запросы нардепы VIII созыва

Депутатский запрос - не только возможность для народного избранника вступиться за своего избирателя, но и "решить вопрос" для своего бизнеса или бизнеса "товарища"
Фото: УНИАН
Фото: УНИАН
Реклама на dsnews.ua

О лоббистских потугах нардепов "ДС" регулярно пишет в соответствующей рубрике. Настало время комплексно посмотреть на вопрос: сколько всего запросов написали депутаты в какие органы власти, какие депутаты наиболее "пишущие", какие фракции какие вопросы и перед кем чаще лоббируют и т. д.

В Раде 8 созыва всего было написано 7600 депутатских запросов - это, начиная с декабря 2014 года.

Лоббизм как он есть

Самый активный депутат - внефракционный Яков Безбах, который пишет в основном министерствам, внефракционный Андрей Ильенко - забрасывает запросами местные органы власти, а член "Оппоблока" Игорь Шурма - пишет напрямую премьеру.

Депутатский запрос - весьма мощный инструмент. На каждый депутатский запрос чиновники должны в 15-дневный срок дать исчерпывающий ответ, предоставить все запрашиваемые документы и отчитаться, что было сделано для решения проблемы.

Не все регистрируют

Реклама на dsnews.ua

Конечно, большинство запросов - далеки от лоббизма. Наоборот, депутаты - ради пиара или по доброте душевной - пытаются решить вопросы своих участков, безответственности или своеволия органов власти, помочь обращающимся к ним гражданам и т. п. Но от многих запросов веет открытым лоббизмом или элементарной коррупцией.

Такие запросы депутаты стараются не предавать огласке. "Проблема в том, что не все запросы депутаты регистрируют в аппарате Верховной Рады и они не становятся публичными", - рассказал "ДС" сотрудник Минэкономразвития, которого бомбят запросами нардепы. Так, депутаты в это министерство за последний год прислали около 500 запросов. Многих из них просто нет на сайте Рады.

Например, там не найти запросов нардепа от БПП Николая Лаврика относительно принадлежащей его семье фирмы "Таланлегпром", занимающейся пошивом одежды, с просьбой снять санкции, наложенные Минэкономиразвитя. Такие санкции МЭРТ может вводить (режим индивидуального лицензирования) для компаний, нарушивших закон о внешнеэкономической деятельности. Он создает ощутимые проблемы бизнеса при ведении внешнеэкономической деятельности, поскольку предполагает получение разрешения от МЭРТ на каждую отдельную внешнеэкономическую операцию.

Также на сайте Рады у члена "Оппоблока" Ефима Звягилського в графе депзапросы стоит прочерк. Хотя, по данным ДС", как минимум один раз он точно помог своему старому товарищу Владимиру Ландику, обратившись в МЭРТ с просьбой о помощи в экспорте продукции завода холодильников "Норд". А Владимир Парасюк, попавший в Раду после Майдана, проникся ситуацией на предприятии "Технокап УА", выпускающей крышки для банок, попросив снять санкции, аналогичные "Таланлегпрому".

Иногда между депутатами начинаются настоящие баталии - в том случае, если они сходятся в одном споре. Например, депутаты группы "Депутатський контроль", близкой к Николаю Мартыненко, регулярно писали письма в Генпрокуратуру, требуя проверки и увольнения главы "Укрхимтрансамиака" Виктора Бондика, а который, по их данным, вывел из предприятия $150 млн , а депутат Александр Ливик регулярно писал запросы, с прямо противоположной просьбой - не допустить отстранения этого самого Бондика.

Работают ли запросы?

Как поминалось выше, сила запроса в том, что его не могут проигнорировать. Но дать исчерпывающий ответ - еще не значит согласится с предложением депутата. Эффективны ли запрос? Порой, да. Например, "Таланлегпром" и "Технокап УА", за которые просили соответственно Лаврик и Парасюк, таки добились своего. В МЭРТе говорят, что компании выполнили требования, из-за которых на них накладывали санкции. Но были бы ли так оперативно сняты санкции, если бы не запросы нардепов - вопрос открытый.

    Реклама на dsnews.ua