Двойной капкан. Отключение от SWIFT превратит Россию в китайскую колонию

Пекин давно требует от Москвы перехода на расчеты в юанях. И еще год назад создал для Кремля ловушку в виде платежной системы CIPS
Фото: forumdaily.com

"ДС" продолжает цикл материалов, начатый статьями "Запоздалое прозрение. Запад наконец захотел покончить с Путиным" и "За Асада, за Сирию. Право вето в ООН не спасет Россию от нефтяного эмбарго", о том как Запад может реально наказать зарвавшуюся Россию

 

Разговоры о том, что Россию могут отключить от SWIFT, идут так давно, что уже звучат как миф. Хотя на самом деле это наиболее легко реализуемая и в то же время самая эффективная опция в санкционном арсенале Запада. Именно поэтому она до сих пор не задействована.

Естественно, в западных столицах, прежде чем принимать решение, просчитывают сценарии дальнейшего развития событий. Последствия, которые ждут Россию в случае отключения от SWIFT, столь пугающе масштабны, что, честно говоря, США и ЕС могут долго еще воздерживаться от этого шага.

Но не будем говорить о том, сколько людей должно погибнуть, чтобы Запад наконец решился. Ставить этот вопрос — задача западных СМИ и тамошнего гражданского общества. Последние недели показали, что Путин в глазах западного общественного мнения ускоренными темпами саморазоблачается. "День гнева за Алеппо", прошедший 2 октября в 26 городах мира (от Чикаго до Канберры и от Рейкьявика до Кейптауна), несомненно приблизил готовность западных лидеров к акту возмездия.

Чтобы получить объемную картину возможных последствий, лучше всего отслеживать развитие событий с трех наблюдательных пунктов — в Брюсселе, Москве и Пекине. Именно там расположены финансовые структуры, которым суждены в этой истории самые яркие роли.

Если смотреть из Брюсселя, где размещены руководящие органы Евросоюза, штаб-квартира НАТО и заодно главный офис SWIFT, то особенно четко видно, что никаких принципиальных препятствий для превращения России в финансового изгоя нет. О том, что такое решение вполне допускается, свидетельствует резолюция Европарламента от 18 сентября 2014 г., п. 13 которой призывает ЕС "рассмотреть возможность отключения России от системы SWIFT".

Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications), известное своей английской аббревиатурой SWIFT, — это кооперативное общество, принадлежащее его членам, которыми являются более чем 11 тыс. банков и других финансовых институций из свыше 200 стран мира. То, что в совет директоров SWIFT, состоящий из 25 человек, в 2015 г. был включен представитель России, совершенно неважно. Важно лишь то, что общество SWIFT создано по бельгийскому законодательству и, являясь европейской компанией, обязано выполнять нормы ЕС.

Когда 15 марта 2012 г. Совет ЕС запретил финансовым провайдерам оказывать финансовые услуги иранским банкам, попавшим под санкции ЕС, общество SWIFT в тот же день объявило, что 17 марта в 16:00 по Гринвичу иранские финучреждения будут отключены от системы SWIFT. Таким образом, для реализации решения потребовалось не более двух суток.

Если смотреть из Москвы, то главным впечатлением за эти двое суток будет огромный сверхскоростной отток финансового капитала из РФ (кстати, Банк России предусмотрительно вывел за рубеж все валютные резервы РФ еще полтора года назад). Зато после отключения от SWIFT скорости внешнеэкономических операций в недоимперии вернутся во времена совка. Никакие платежи не прекратятся, но проводиться они будут старыми способами — через почту, телекс, телеграф или путем пересылки чеков. Задержки платежей будут нарастать как снежный ком. И очень быстро почти любой бизнес в России станет убыточным.

Если смотреть из Пекина, то удивит прежде всего легкость, с какой российская банковская система ляжет под китайскую, а российская экономика, да и население, переориентируется с доллара и евро на юань. Китай уже давно не только хочет этого, но и настойчиво требует. Еще в сентябре 2014 г. самая влиятельная газета КНР "Жэньминь жибао" (официальный орган ЦК КПК) опубликовала "семь важных мер" для углубления сотрудничества России с Китаем. Их сформулировал посол КНР в РФ Ли Хуэй. Первой в своем списке он поставил следующую меру: "Следует продвигать тесное взаимодействие в финансовой сфере, особенно расширить масштабы прямых расчетов в национальных валютах в торговле и инвестициях".

И далее посол напомнил: "В прошлом году Пекин и Москва подписали контракт на поставку и реализацию нефти: в течение 25 лет РФ поставит в КНР 360 млн т сырой нефти, общая стоимость контракта достигает $270 млрд. Во время визита Путина в Поднебесную стороны также подписали газовый контракт на 30 лет общей стоимостью в $400 млрд". Таким образом, 25 лет поставок нефти и 30 лет поставок газа из России Китай хочет оплачивать не американскими долларами, а своими юанями. На эти юани РФ сможет накупить уйму товаров, разумеется, китайских.

В октябре 2015 г. Центральный банк Китая запустил собственную международную платежную систему CIPS (Cross-Border Inter-Bank Payments System, неофициально — Chinese International Payment System). Китайцы рассчитывают с ее помощью значительно увеличить мировое использование юаня. Западная пресса еще тогда подметила, что КНР извлекает выгоды из международных санкций против РФ.

Россия, отключенная от SWIFT, будет обречена перейти на CIPS просто потому, что китайская система окажется для российских банков единственным окном во внешний мир.

Вообще говоря, США и ЕС не очень горят желанием способствовать усилению позиций КНР и юаня. Но если это будет усиление за счет РФ и рубля, то идея отключения России от SWIFT может обрести в глазах Запада дополнительную привлекательность.

 

О двух наиболее эффективных способах, которыми располагает Запад для юридического преследования Путина, читайте на сайте "ДС" в пятницу, 14 октября.