• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Зима под вопросом. Какие проблемы в энергетике остаются без ответов

Украинцы имеют право знать о планах правительства на зиму, каким образом и по каким тарифам обеспечивать потребителей электричеством и газом в условиях вражеских атак на энергосистему

Правительство стоит перед серьезным вызовом: где найти средства, чтобы покрыть убыточный тариф для населения, субсидируемого госкомпаниями
Правительство стоит перед серьезным вызовом: где найти средства, чтобы покрыть убыточный тариф для населения, субсидируемого госкомпаниями / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

В течение недели враг нанес новые удары по энергетической инфраструктуре. Существенные повреждения снова получили теплоэлектростанции, под ударом оказалась и инфраструктура передачи (Укрэнерго) и распределения электроэнергии ("облэнерго" в нескольких регионах).

Кроме того, атакована и газовая инфраструктура, в том числе и подземные хранилища. А они играют критически важную роль для балансировки спроса зимой: около половины потребляемого в этот период газа поднимается именно из подземных хранилищ. Поэтому, чтобы пройти следующую зиму, нам придется прибегать к импорту и электроэнергии, и природного газа.

Исходя из данных по состоянию на сегодня, можно заключить: если импорт газа зимой поможет закрыть потребности, то импорт электроэнергии — лишь частично. Уже понятно, что следующая зима будет сложнее, чем в 2022-2023 гг. Тем не менее мы не знаем, как далеко в своем энергетическом терроре готовы зайти россияне. Следовательно, готовиться нужно "с запасом". И вот по поводу этой подготовки есть много вопросов.

Есть ли у правительства видение, как мы будем проходить зиму с такими разрушениями и потерями? За какие средства ремонтировать мощности, поврежденные ракетными ударами? (Иными словами, а где компаниям взять деньги на ремонт, если практически все они были убыточными в течение последних двух лет?) За какие средства и кто будет строить "распределенную децентрализованную генерацию", которую нам обещало правительство еще с начала 2023 г.? И почему в этом не было особых успехов более чем за год, хотя децентрализацию энергетики называли приоритетом на 2023-й? Кто в этом виноват?

Так, в начале прошлого года ответственные лица говорили, что российские атаки толкают нас к коренной реформе — построению децентрализованной энергетической системы (создание мини-электростанций и малых объектов генерации, интегрированных в существующую энергосистему), которая будет менее уязвима к вражеским нападениям. Хочется поинтересоваться: а где результаты? Тем временем дефицит в энергосистеме с каждой новой атакой продолжает расти…

А если отбросить "результаты и достижения" за 2023 г., то интересно, а что было сделано для децентрализации с момента первой массированной атаки на энергетику в этом году — с 22 марта, когда уже было ясно, что у нас серьезные проблемы? Упростились ли процедуры для ввоза и подключения малых газотурбинных и газопоршневых установок? А какая работа была проведена по устранению рыночных барьеров, чтобы бизнес начал быстро привозить и устанавливать соответствующее оборудование (именно эти малые объекты генерации)? Кстати, а какие достижения за три месяца деятельности рабочей группы, которая должна были решить проблемы долгов на рынке электроэнергии? Долги тем временем продолжают расти…

К слову, о либерализации и рыночных сигналах. Почему энергетический регулятор вдруг передумал отменять ценовые ограничения на отдельных сегментах рынка (соответствующий проект решения появился 11 апреля) и предложил прибегнуть к такому шагу только в ночные часы? Поможет ли это сформировать достаточные рыночные сигналы, чтобы дефицит мощностей покрывался коммерческим импортом, а не привлекаемой Укрэнерго аварийной помощью?

Реклама на dsnews.ua

Правительство стоит перед серьезным вызовом: где найти средства, чтобы покрыть убыточный тариф для населения, которое субсидируется компаниями "Энергоатом" и "Укргидроэнерго". На сегодняшний день понятно, что эти доноры не смогут собрать необходимую сумму, чтобы профинансировать тариф для населения. Так что же с ним будет? И осознают ли большинство украинцев, насколько ситуация сложна, что правительство будет вынуждено прибегнуть к повышению тарифа? И готовится ли правительство к пересмотру субсидирования населения в случае, если тариф все же поднимут?

У аналитиков очень много вопросов. Отсутствие ответов и коммуникации власти по поводу этих проблем настораживает. А в мае, когда мы столкнемся с графиками отключений, такие вопросы начнут появляться и в обществе.

    Реклама на dsnews.ua