Зеленые чемпионы. Как шахтерские регионы ЕС прощаются с угольным прошлым

Евросоюз взял курс на революционные перемены в энергетической политике. Отказ от угля как источника энергии стал одним из ключевых направлений в достижении климатических целей до 2030 г. и климатической нейтральности до 2050 г. Как страны-члены ЕС идут к этой цели?

У шахтной воды, которая выкачивается из-под земли, есть значительный тепловой потенциал / www.gov.uk

Зеленый курс ЕС определил постепенный отказ от угля как важный шаг к экологической устойчивости. На фоне этих изменений 41 регион в 12 странах — членах ЕС, активно добывающих уголь, должен трансформироваться. А это угрожает рабочим местам около 240 тыс. человек. Впрочем, эта трансформация открывает новые возможности для развития возобновляемой энергетики и создания новых рабочих мест.

График выполнения планов стран ЕС по отказу от угля

www.beyondfossilfuels.org

Итак, в упомянутых регионах из 240 тыс. человек, задействованных в угольной промышленности, 180 тыс. непосредственно заняты в добыче угля, а еще 60 тыс. работают на угольных электростанциях. И все они оказываются перед непростым выбором — найти альтернативную занятость в своих регионах, где часто нет соответствующих рабочих мест или нужных навыков для перехода в другие отрасли.

И даже на фоне этих вызовов некоторые страны уже предпринимают шаги к новому будущему. В Чехии, например, правительство развернуло стратегические рамки для экономической реструктуризации трех горнодобывающих регионов. Между тем в Словакии угольный регион Горна Нитра уже разрабатывает план действий для своего постугольного будущего. Интересно, что эти инициативы зарождались на местном уровне, а потом были подхвачены и поддержаны на национальном.

Важную роль в этих трансформациях играет поддержка международных финансовых организаций и решительная политическая воля администраций городов. Благодаря им бывшие угольные регионы постепенно превращаются в примеры успешного перехода к возобновляемым источникам энергии и созданию зеленых рабочих мест.

Одним из пионеров в этом направлении стал город Херлен в Нидерландах, где некогда большая часть населения зависела от горнодобывающей промышленности. Здесь при поддержке ЕС и национального правительства был реализован проект по использованию шахтных вод для создания первой в мире геотермальной электростанции такого типа. Сегодня система обеспечивает возобновляемой энергией около 500 домохозяйств и коммерческих объектов, значительно снижая выбросы углекислого газа.

Английский город Гейтсхед, следуя примеру Херлена, также запустил амбициозный проект по использованию шахтных вод, ставший одним из крупнейших в Европе. Государственное финансирование позволило обеспечить отопление для сотен зданий, трансформируя местную инфраструктуру и доказывая, что экологически чистые технологии могут стать новой нормой.

В Германии город Эссен превратился из бывшего шахтерского центра в зеленого чемпиона, реализовав проект регенерации на сумму 5,3 млрд евро. Эта инициатива не только принесла городу награду "Зеленая столица", но и создала 13 тыс. новых рабочих мест в сфере зеленых технологий.

Аналогично регион Норд-Па-де-Кале во Франции, когда-то известный угольной добычей, сегодня стал признанным лидером в зеленом туризме, превратив свое индустриальное наследие в культурный и экологический ресурс.

Другой небольшой французский городок Лос-ан-Гоэль с населением 7000 жителей сильно пострадал от угледобывающей промышленности, действовавшей с 1850-х до 1980-х гг. После закрытия шахт местной администрации пришлось принимать меры, которые охватывали все сектора — от реконструкции зданий до туризма, зеленых технологий и производства возобновляемой энергии. Например, для реставрации крыши городской церкви установили фотоэлектрическую солнечную установку, которая с 2013-го приносит муниципалитету 5000 евро дохода ежегодно.

Эти примеры показывают, что трансформация угольных регионов ЕС возможна и несет обещание нового, устойчивого будущего. Они демонстрируют, как инновации, политическая воля и сотрудничество могут открыть новые горизонты для регионов столкнувшихся с вызовами энергетической и экологической трансформации.

Количество рабочих мест в горнодобывающей отрасли сокращается, и еще больше находится под угрозой. В польской Силезии от 15 тыс. до 18 тыс. работников горнодобывающих компаний рискуют потерять работу к 2030 г. Однако во многих регионах устойчивые рабочие места могут с лихвой заменить утраченные. Сектора с наибольшим потенциалом для этого в указанном регионе — строительство, производство, логистика, рекультивация земель и возобновляемая энергетика. Согласно прогнозам, к 2030 г. только эти отрасли могут обеспечить от 24 тыс. до 41 000 тыс. мест.

Переход от угля к возобновляемым источникам энергии — сложный процесс, требующий совместных усилий на местном, национальном и международном уровнях. Однако опыт ЕС показывает, что такой переход возможен и ведет не только к уменьшению влияния на климат, но и созданию новых экономических возможностей и рабочих мест. Кроме финансирования и инвестиций, важно активное участие громад в процессе перехода, что позволяет адаптироваться к новым экономическим и экологическим реалиям.