Обеспечение Сил обороны тактической медициной: в чем проблема нового закона
7 февраля Верховная Рада приняла закон №10343 "Об организации надлежащего уровня медицинского обеспечения ВСУ", которым внедряются стандарты стран Организации Североатлантического договора в сфере медицинского обеспечения Сил обороны Украины
Этот закон, который невероятно быстро — как для украинских реалий и слишком медленной практики реформирования медицинского обеспечения ВСУ — прошел путь от момента подачи до принятия депутатами во втором чтении, дает Минобороны полномочия определять и утверждать перечень, требования и стандарты качества медицинских изделий тактической медицины на основе стандартов, утвержденных отдельными странами-членами НАТО.
Казалось бы, все отлично, однако дьявол, как говорится, кроется в деталях, и депутаты проголосовали за закон, который прописан таким образом, что полностью игнорирует и ставит в неконкурентные условия украинских производителей тактической медицины. С принятием этого довольно несовершенного закона Министерство обороны получило полномочия на основе достаточно размытых стандартов стран-членов НАТО определять, какие медицинские изделия будут в тактических аптечках на фронте, что напрямую играет на руку для отдельных иностранных производителей тактической медицины и ставит в неконкурентные условия возможности и потенциал отечественных компаний. Закон также создает все условия для отказа Минобороны от сотрудничества с украинскими производителями тактической медицины и поддержки исключительно импортных, гораздо более дорогих продуктов.
На практике у НАТО вообще нет единых стандартов медицинского обеспечения, поскольку каждая страна-член альянса имеет свои собственные нормативные требования и подходы к этой сфере. Некоторые виды медицинского оборудования или материалы, используемые на западе, могут быть несовместимы с потребностями Украины и реалиями воюющей страны. Однако об этом не говорится в новом законопроекте, и также не прописано, какие конкретно стандарты будут применяться.
Такой подход ограничивает возможности украинских производителей, поскольку им придется соответствовать разным и довольно размытым стандартам, разработанным другими странами. Это может привести к сложностям в отборе и применении отечественного медицинского оборудования и материалов для Вооруженных сил Украины, а также ограничению возможностей украинских производителей в конкуренции на рынке.
В частности, рекомендациям протокола TCCC, разработанного в Соединенных Штатах Америки Министерством обороны США, в основном отвечают только американские медицинские изделия и технологии. А это отсеивает практически всех сертифицированных украинских производителей, которые за два года полномасштабной войны показали свою эффективность и надежность в условиях боевых действий, однако не имеют доступа к стандартизации этого комитета. Если Минобороны будет руководствоваться таким подходом при разработке и утверждении требований, стандартов и рекомендаций для ВСУ, такая ситуация фактически дискриминирует украинских производителей на внутреннем рынке перед, в первую очередь, гораздо более дорогими американскими изделиями, не говоря о том, чтобы содействовать украинским производителям тактической медицины в экспортном потенциале, что только положительно сказалось бы на государственном бюджете.
Депутаты не учли и не предусмотрели в законе, что Минобороны, руководствуясь эфемерными стандартами стран-членов НАТО, может игнорировать украинских производителей тактической медицины, которые разработали и изготовляют целый ряд качественных медицинских продуктов такмеда, которые прекрасно зарекомендовали себя в течение двух лет войны в условиях боевых действий и обеспечивают основные потребности Вооруженных сил в качественных медицинских изделиях.
И загон украинской тактической медицины исключительно в рамки рекомендаций TCCC, без учета качественных альтернативных отечественных решений, может вызвать серьезные ограничения для украинских компаний. Украинские производители, уже доказавшие свою компетентность и эффективность в производстве медицинских средств для нужд ВСУ, просто ставятся в невыгодные условия по сравнению с гораздо более дорогими американскими, что может отрицательно сказаться на внутреннем производстве, а также на обеспечении армии необходимыми медицинскими средствами.
Такие неравные условия приведут к тому, что украинские производители не смогут конкурировать с американскими компаниями или лишатся возможности работать на обеспечение ВСУ.
Они поддерживают украинскую экономику, создают рабочие места и платят налоги, однако могут стать жертвами принимаемых на уровне власти решений. С одной стороны, наши власти и чиновники призывают людей возвращаться из-за границы, создавать рабочие места, работать на украинскую экономику, с другой — принимают законы в интересах иностранных, в первую очередь даже не компаний государств-членов альянса, а только американских производителей такмеда, уничтожая отечественные компании под вывеской введения стандартов НАТО. В результате этого украинские предприятия могут понести финансовые потери, обанкротиться и прекратить свою деятельность, что приведет к потере рабочих мест и ухудшению экономики страны.
Американские изделия тактической медицины намного дороже украинских, которые доступны по цене, однако не уступают по качеству и эффективности. И власть в лице депутатов Верховной Рады, Минобороны и Кабмина вместо пренебрежения отечественным такмедом должна наоборот способствовать развитию отрасли.
Полная ориентация на иностранный такмед под вывеской введения "стандартов стран-членов НАТО" и уничтожение отечественной отрасли в случае очередного длительного перекрытия границ и проблем с импортом создает угрозу, что Вооруженные силы Украины вообще останутся без медицины. Это может создать еще более серьезные проблемы для медицинского обеспечения ВСУ в условиях военной российской агрессии и тяжелых боевых действий на фронте.
Я считаю, что эту проблему нужно обсуждать и безотлагательно решать, поскольку речь идет о жизни и здоровье наших военных, и, как мы все знаем, проблем с обеспечением подразделений средствами тактической медицины хватает. Потребности армии и во времена АТО/ООС, и после полномасштабного вторжения в очень большом объеме решали волонтеры и отечественные производители, которых после принятия закона просто ставят в неравные условия.
Министерство обороны при разработке нормативных документов, должно в первую очередь руководствоваться интересами украинских производителей и содействовать им по всем направлениям. Власти в лице Кабмина и Министерства обороны должны, напротив, делать все, чтобы продвигать продукцию украинского такмеда на мировые рынки, используя для обеспечения ВСУ прежде всего отечественный опыт, приобретенный в тяжелых боях за два года войны, и способствовать наращиванию экспортного потенциала украинской тактической медицины.
Украинская продукция тактической и фронтовой медицины, испытанная войной, на сто процентов имеет всю необходимую информацию об эффективности в условиях войны и опыте использования в боевых условиях.
И нашему государству, имеющему значительный практический опыт в области фронтовой тактической медицины, нужно, наоборот, не только делать акцент на отечественной продукции и отечественных производителях в обеспечении военных на фронте качественными медицинскими изделиями. Но и продвигать на мировые рынки собственную конкурентоспособную продукцию, настаивая на сертификации во всех странах мира, чтобы был рынок сбыта, а значит — больше налогов и рабочих мест в нашем государстве.
Но наши чиновники и депутаты, наоборот, способствуют продвижению на внутренний рынок американской продукции такмеда в противовес украинской, ставя ее в неравное положение по сравнению с иностранными. Депутатам, Кабмину, и в первую очередь, Департаменту здравоохранения Минобороны следует обратить внимание на эту проблему и делать все для ее решения.
Игнорирование собственного опыта и отечественных производителей в пользу внешних поставщиков подвергает угрозу национальной и экономической безопасности государства. У наших чиновников и депутатов есть ответственность перед украинским народом — не только сохранить, но и развивать экспортный национальный потенциал во всех сферах, в частности в сфере тактической медицины. Игнорирование этого факта может привести к серьезным последствиям как для экономики, так и для армии, что напрямую несет угрозу для сохранения жизни и здоровья наших военных на фронте.