• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

За гранью Добра и Зла. Почему чемпионат мира в Катаре изначально аморален

Мундиаль, стартовавший 20 ноября, вновь доказал, что ФИФА продвигает ценности, альтернативные европейским

Кубок мира на фоне небоскребов в Катаре
Кубок мира на фоне небоскребов в Катаре
Реклама на dsnews.ua

Не заладилось все задолго до начала чемпионата. Чемпионат, как и 20 лет назад, проводит азиатская страна. Но, в отличие от турнира, который в 2002 году, совместно провели Южная Корея и Япония, теперь кубок мира разыграют в авторитарном мусульманском государстве.

Как результат: обширный список табу, который отнюдь не является исчерпывающим.

Отдельная тема для беспокойства – алкоголь. Точнее, его отсутствие. И, если перед началом форума еще шли какие-то разговоры о возможности продавать крепкие напитки в специально отведенных местах, то накануне матча открытия ФИФА выпустила отдельное заявление с неутешительным месседжем: пива нет. Разве только безалкогольное.

Реакция от болельщиков последовала незамедлительно: фанаты сборной Эквадора начали скандировать "Хотим пива!" непосредственно на стадионе. Чем не претендент на звание главного фанатского "заряда" турнира? Очевидно, на других матчах это требование переведут и на другие языки – в зависимости, от сборной, представленной на форуме.

К слову, протесты в Катаре караются тюремным сроком от пяти лет лишения свободы.

А между тем, один из британских производителей пива еще перед стартом турнира задал риторический вопрос: в 2018 году правом на проведение чемпионата мира отдается России, четырьмя годами позже – Катару, а когда стоит ожидать Кубка мира в КНДР?

Реклама на dsnews.ua

Не может быть и речи и о каких-то базовых правах человека. В стране преследуют представителей сексуальных меньшинств. Более того, послом чемпионата мира от непосредственно Катара является Халид Салман, который не скрывает то, что является открытым гомофобом. И это не казус отдельного человека. Взгляды Салмана разделяет и само государство, и подавляющее количество британских подданых.

Уже с началом турнира список запретов "обновила" ФИФА. По данным The Telegraph, сборной Англии (а точнее ее капитану Харри Кейну) запретили появляться с повязкой с One Love – манифестом борьбы со всеми формами дискриминации в обществе. С таким предостережением, пишет издание, к англичанам обратились представители главной организации мирового футбола.

Кроме того, ФИФА официально запретила появляться в форме с надписью "Права человека – для всех" сборной Дании.

Санкции – желтая карточка "носителю" повязки еще до начала игры.

Кстати, свою первую игру на турнире родоначальники футбола сыиграли против команды Ирана. Его сборную требовали отстранить от чемпионата собственные игроки за несоблюдение прав женщин. И это в стране, где буквально сейчас проходят масштабные протесты в связи с убийством Махсы Амини, которую забросали камнями "за неправильное ношение хиджаба".

Но никакой дисквалификации сборная Ирана, конечно же, не получила. ФИФА не впервой смотреть на такое, в лучшем случае, сквозь пальцы.

Кстати, о женщинах. Хоть часть из них и отправилась в Катар поддержать свои сборные — об этом свидетельствуют фото западных информационных агентств — во время трансляции матча-открытия, фанатки ни сборной Эквадора, ни, тем более, сборной Катара, в кадр не попадали. Пускай лучше телезрители по всему миру наблюдают на трибунах пакистанских гастарбайтеров (о о них – ниже).

Ну, или любуются перфоменсом от французских чирлидеров мужского пола, которые так борются с различными формами дискриминации.

Сам факт получения Катаром права на проведение такого турнира – предмет многочисленных журналистских и офицаильных расследований.

Например, главным лоббистом катарской заявки был на то время президент Азиатской конфедерации футбола Мохаммед бин Хаммам. За подкуп членов жюри по выбору страны-хозяйки. Хаммама (катарца, какое совпадение) в итоге пожизненно отстранили от футбола. Но у его родной страны чемпионат не отобрали, так как главный шеф азиатского футбола официально в делегацию, подававшую заявку, не входил.

Просто цифра: большинство из 22 членов исполкома ФИФА, которые проголосовали за Катар, находились под следствием по подозрению в коррупции.

Кроме того, по данным французских СМИ, бывший президент этой страны Николя Саркози принимал в Елисейском дворце эмира Катара Мохаммеда Аль-Тани. Тот позднее приобрел парижский клуб ПСЖ (за который болеет Саркози) и превратил его из гранда французского футбола в гранда футбола европейского. Экс-президент Франции убедил поддержать катарскую заявку Мишеля Платини – легенду французского футбола и на тот момент – президента УЕФА. Хотя изначально Европейский футбольный союз склонялся к поддержке заявки от США.

Что характерно, обоих французов сейчас судят по коррупционным делам, а Платини – одного из лучших футболистов в истории Игры — на время отстранили от какой-либо футбольной деятельности.

Ради чемпионата прошлись по-живому: был перекроен календарь клубного сезона (в частности, в Европе), а также предельно сжаты сроки проведения самого мирового форума.

"Праздник" (нам пора привыкать к кавычкам) футбола проходит зимой (а не летом) и продлится всего три недели вместо традиционных четырех.

Кроме отсутствия пива, фанаты столкнутся с рядом чисто житейских неудобств: жить придется буквально в контейнерах. Ведь большинство мест в отелях крохотного Катара заняли функционеры ФИФА и представители организаторов турнира.

Это при том, что организаторы в проведение чемпионата вложили астрономическую сумму в 200 миллиардов долларов.

Но даже массированная пиар-кампания, на которую была выделена часть этих денег, не убедила любителей футбола в том, что вояж в Катар будет комфортным и, главное, безопасным. На аншлаги на стадионах можно не надеяться.

Потенциально пустые трибуны (и это на главном футбольном форуме четырехлетия, на секундочку) решили заполнить мигрантами из Пакистана. Все просто – приходишь на стадион и получаешь атрибутику сборной, за которую тебе предстоит болеть, получаешь 10 долларов.

И если на матче-открытии те могли сойти за катарских болельщиков (хотя и там разница была очевидной – собственно, катарцы, в отличие от "вестернизированных" пакистанцев были в национальной одежде), то, что делать, например, с такими "хорватскими" фанатами?

В сухом остатке – катарские (какой бы национальности те ни были) болельщики покинули арену уже после первого тайма – сборная хозяев на тот момент проигрывала эквадорцам со счетом 0:2, который в итоге стал окончательным.

Мигранты в Катаре, увы, попадали не только в курьезные ситуации. По данным The Guardian, которые издание привело год назад, с 2010 года в Катаре погибло около 6500 рабочих из Индии, Непала, Бангладеш, Пакистана и Шри-Ланки.

Позже газета уточнила, что на строительстве объектов чемпионата погибли 37 из них. Хотя катарские власти утверждают, что непосредственно при строительстве стадионов погибло только три человека, а еще 34 умерли в лагерях для рабочих. Согласно официальной информации, они скончались из-за острой дыхательной недостаточности, вызванной жарой. При этом Катар не считает, что их смерти как-либо связаны с подготовкой к форуму.

Никакой реакции от ФИФА не последовало. Президент организации Джанни Инфантино (при Платини был генсеком УЕФА) лишь озвучил ряд весьма странных заявлений о желании провести чемпионат мира двумя Кореями, а также принялся мирить Россию с Украиной.

Мы привыкли к тому, что ФИФА — до шнурков коррумпированная организация. FIFA-mafia – весьма расхожий в кругах болельщиков лозунг.

В 2010 году право на проведение мундиаля получила Россия. Аннексия украинского Крыма и развязанная на Донбассе война не стали аргументами в пользу переноса чемпионата в другую страну/страны.

Инфантино и вверенная ему организация отказались исключать Россию из своих рядов даже после начала полномасштабной войны против Украины.

Режим Путина в итоге успешно провел мундиаль четыре года назад. И при этом показал миру "открытую и гостеприимную " Россию, заставив не замечать аннексию Крыма, человеконенавистническую идеологию "русского мира", а вместе с ними и все лицемерие лозунга "футбол вне политики".

Кубок мира в Катаре этот лозунг "обновил": футбол – за гранью не только политики, а еще и морали. За гранью базовых понятий Добра и Зла.

И если российские чиновники проявляли хотя бы притворное желание на месяц заретушировать преступления Кремля, то Катар при полной поддержке ФИФА продемонстрировал полное пренебрежение к базовым правам человека и, как показали смерти мигрантов и заселение "простых" фанатов в контейнеры, к человечеству. Что ж, по крайней мере аннексиями не занимался.

    Реклама на dsnews.ua