Съесть нардепа Цабаля. Чем закончится попытка блокировать доплаты военным
Нардеп Владимир Цабаль заблокировал возвращение ежемесячных доплат в 30 тыс. грн военным, которые не выполняют боевые задания. Теперь его доедают на всех публичных площадках как "вражеского агента". Что не так с его аргументами и расчетами?
Краткая хронология. 10 апреля парламент принял закон, который (одной из поправок) возвращает дополнительное вознаграждение всем военным (а также работниками ГСЧС и полиции) в размере 30 тыс. грн до конца военного положения. Это после того, как правительство с февраля отменило соответствующую премию для тех, кто находится в тылу и не на боевых заданиях. Казалось бы, дальше подпись президента и точка в теме: защитники начнут получать доплаты "как раньше".
Но нет. Нашелся депутат Владимир Цабаль (фракция "Голос"), зарегистрировавший проект постановления об отмене этого закона. Политологи уже отмечают, что это может привести к отсрочке решения о вознаграждении военным до мая (если нардеп не отзовет свой проект, увидев реакцию). В тот же день, под вечер 11 апреля, Цабаль объяснил свою позицию обширным постом, где попытался аргументировать, почему возврат доплат является "популизмом на грани с вредительством".
"Езжай в Бахмут без подготовки!", "Интересно, сколько тебе отвалило ФСБ?" — самое цензурное, что можно прочитать о нардепе из сотен комментариев под его же сообщением и на других публичных площадках.
Но не стоит обвинять человека в государственной измене. Скорее всего, депутата подвела мейнстримная экономическая теория финансов. Это доказывает ход его рассуждений.
Если коротко, то в пользу своей попытки блокировать доплаты Цабаль приводит простые аргументы "имени калькулятора". Если Рада хочет увеличить выплаты военным, то должна позаботиться о компенсаторах. Они предусмотрены. Но на возвращение доплат в 30 тыс. грн всем защитникам нужно в 50 раз больше средств, чем предлагается "сэкономить" на зарплатах госслужащих (путем ограничения их 67 тысячами до конца военного положения). А значит, заключает нардеп, возвращение доплат в прежнем объеме — это "популизм".
"Уменьшение зарплат чиновникам/судьям/работникам госпредприятий" профинансирует, по приблизительным подсчетам, всего 2% от необходимой суммы", — отмечает Цабаль.
С калькулятором все хорошо.
Если опустить технические моменты, то другие аргументы (или оправдания) депутата таковы:
- "Рада думает о военных", потому что в марте увеличила финансирование сектора безопасности и обороны на полтриллиона.
- Нам не нужна уравниловка, "чтобы военные или полицейские, несущие службу на Запорожье или Херсонщине (недалеко от линии столкновения), получали такую же надбавку, как работник ГСЧС на Закарпатье, военные в Черновцах или полицейский на Франковщине".
Что здесь не так?
Первое и основное: "Хочешь добавить одному — забери столько же у другого" — это принципиально ошибочная формула в вопросе государственного бюджета.
Если государство производит выплаты в собственной валюте, у него всегда есть на это деньги. Физически. Потому что гривню эмитирует Национальный банк Украины. А значит доплачивать или не доплачивать военным — это политическое решение. Скорее всего, Цабаль учился по одному из устаревших "экономиксов", рассматривающих налоговые поступления (и займы) как источник финансирования государственных расходов (бюджет как свинья-копилка). На самом деле, все наоборот — сначала государственные расходы, потом списание денег со счетов граждан и компаний (уплата налогов).
Конечно, все мы знаем об инфляции. Но тогда правильный вопрос звучит так: насколько увеличение расходов бюджета (дополнительных денег, которые пойдут на счета военных) повлияет на уровень цен и на экономику в целом?
А этот вопрос уже самим калькулятором не решается. Здесь нужно думать. Если на возвращение доплат военным в режиме "как раньше" нужно 100+ млрд грн, то это действительно может прибавить несколько процентов к индексу потребительских цен. К примеру, по оценкам финансового аналитика Алексея Куща — процента три. Условно, если инфляция за год составит 20%, то сохраненная "тридцатка" всем военным оттянет этот показатель до 23%. Слишком много?
Осмелюсь предположить, что это еще при простой модели, когда мы фокусируемся на спросе ("больше денег будет охотиться за товарами и услугами"). Но у инфляции есть и сторона предложения — это когда разрушается или простаивает производство, обрываются цепочки поставок и т.д., то есть просто производится меньше благ ("меньше товаров и услуг, за которыми охотятся деньги"). И последние вызовы для нас более актуальны.
Добавим финальный пазл в картину. Что сейчас делают военные? Защищают не только всех нас и нашу государственность, но и предприятия и в целом возможности бизнеса работать. В переводе на сухой язык финансов — уменьшают негативное влияние враждебных действий на факторы предложения. Следовательно, сдерживают потенциальный рост уровня цен.
И да, мы исходим из предположения, что доплаты в 30 тыс. грн увеличивают, а их отмена для части бойцов — уменьшают боеспособность армии. Об этом уже написали в комментариях Цабалю. Об этом мы писали две недели назад. Напомню, что военные за счет этих доплат часто покупали себе транспорт и амуницию для фронта.
Углубленно эта тема проанализирована в статье "Плюс 500 млрд. грн на оборону. Что будет с зарплатами и доплатами военных". Там можно найти ответы и на другие упомянутые доводы Цабаля. О том, что Рада уже позаботилась о военных на полтриллийная гривень (спойлер: не совсем так, потому что на доплатах таки экономят, а расширение расходов нужно для других целей). И о том, что не нужна уравниловка, условно говоря, службы в Херсонской и Ивано-Франковской областях (спойлер: так поднимите выплаты тем, кто ближе к фронту — и все будут довольны).
Через несколько недель фундаментально ничего не изменилось. Корень проблемы в том, что НБУ больше не разрешают эмитировать дополнительную гривню для покрытия бюджетных расходов, хотя в прошлом году он это сделал на 400 млрд грн. Вот и приходится Цабалю размахивать калькулятором. Но это не щит. И нардепа до сих пор поедают на всех публичных площадках.