Евроинтеграция Украины. Как это будет
Призывы к реформированию мы будем слышать и дальше. Это условие вступления снято не будет. Но Украина должна получить четкую европейскую перспективу
В ответ на обращение президента Зеленского Европарламент проголосовал за предоставление Украине статуса государства — кандидата в члены ЕС.
Только 13 евродепутатов, преимущественно леваков и двое ультраправых, проголосовали против. Это, собственно, и есть путинские консервы в Европарламенте.
Но решение ЕП еще не означает, что Украина уже в ближайшее время получит желаемую четкую перспективу членства. Позиция Европарламента в этом вопросе сугубо совещательно-рекомендательная. Он и раньше поддерживал евроинтеграцию Украины, но до сих пор это ничего не меняло.
Однако сейчас все изменилось – и пора для конкретики.
24-25 марта в Брюсселе состоится саммит ЕС. И на нем, скорее всего, будет президент Украины (вероятнее всего – на видеосвязи). Это хорошая возможность повторить заявку на вступление и требовать четкого графика дальнейших шагов. Остаться в подвешенном состоянии отдаленной европейской перспективы у нас нет времени. Его, наконец, нет его и у Евросоюза – слишком большое моральное и политическое давление.
Но что такое ускоренная процедура – остается непонятным. Как она будет работать и где возможно ускорение – вопрос открытый. Но однозначно можно сказать одно: в статусе кандидата (его обретение сейчас выглядит неизбежным) Украине придется какое-то время побыть. Какое – в значительной степени зависит от нас.
Есть четко прописанная процедура, которую обойти не удастся. Критерии вступления те же, о которых нам неоднократно приходилось слышать на самых разных площадках и от разных должностных лиц.
Европейский Союз стоит на трех китах: ценностях, экономике и институциях. Соответственно, обретение членства предполагает синхронизацию кандидата во всех трех сферах. Насчет ценностей, казалось бы, все очевидно. Демократия, права человека, эффективные институты (прежде всего суды), борьба с коррупцией. Упреки в недостаточном продвижении на этих направлениях нас выбешивали раньше, но вряд ли мы скоро перестанем их слышать. Дело в том, что Европейский Союз – это прежде всего структура, обеспечивающая общий рынок, свободное движение людей, капиталов и товаров. Обеспечить это возможно только при полной синхронизации законодательства и установлении одинаковых стандартов и антимонопольных норм для всех стран-членов.
Соответственно, все эти требования мы будем слышать и дальше, а процесс вступления растянется несколько дольше, чем на пару недель. Но время войны оказалось очень удобным случаем, чтобы подать заявку на вступление. Это успешная политическая психологическая спецоперация: это та ситуация, когда "нет" от лидеров государств и правительств может стоить им не просто падения рейтингов, но и дальнейшей политической карьеры. Но, с другой стороны, четкая перспектива вступления увеличит реформистские ожидания общества – и, соответственно, общественное давление на завершение трансформации государственных структур, прежде всего судов.